Мировая энергетика сейчас переживает беспрецедентные изменения. Крупнейшим потребителем энергии в мире становится Китай. Стремительное увеличение потребления электроэнергии в развивающихся странах послужит ключевым катализатором дальнейшего роста мирового энергетического рынка. Огромный спрос на электроэнергию будет наблюдаться в Африке и Индии. Участникам рынка следует уже сейчас начинать готовиться к грядущему увеличению объемов спроса. Чтобы помочь компаниям достигать наилучших показателей в бизнесе в новых рыночных условиях, глобальная консалтинговая компания Frost & Sullivan представляет исследование десяти ведущих тенденций, которые, по прогнозам, будут доминировать на мировом энергетическом рынке до 2020 года.
Директор Frost & Sullivan в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ Беатрис Шеперд в презентации “Энергополитика будущего. Десять главных тенденций развития мировой энергетики” отмечает: “В нынешних быстро меняющихся и конкурентных условиях участники рынка должны постоянно выискивать новые перспективные бизнес-возможности. Электроэнергетика, важнейший сектор мировой экономики, имеет особое значение: за ней необходимо вести пристальное наблюдение с тем чтобы, понимая силы, влияющие на рынок, добиться максимальных инвестиционных прибылей”.
Основная тенденция мирового энергетического рынка – это рост спроса на электроэнергию. За период 2006 - 2030 гг. количество потребляемой энергии возрастет на 44%, согласно прогнозам Энергетического информационного агентства США. По оценкам экспертов Frost & Sullivan, Европе с ее устаревающими генерирующими мощностями ежегодно вплоть до 2020 года потребуется вводить в эксплуатацию примерно 25 ГВт дополнительной мощности. Спрос на электроэнергию в Африке, Китае и Индии будет повышаться по мере электрификации сельских районов. Способствуя расширению сегмента электромобилей и гибридных автомобилей, развитые страны также будут вносить существенный вклад в увеличение мирового спроса на электроэнергию. К 2020 году уровень электрификации в мире достигнет 80%.
Благодаря повсеместному повышению доступности сжиженного природного газа наступает новая эра в сегменте применения природного газа. “Очень интересным явлением представляется стремительное увеличение добычи “нетрадиционного газа”, – отмечает г-жа Шеперд. – В 2009 году США уже обогнали Россию в качестве крупнейшего в мире производителя газа за счет роста добычи сланцевого газа и газа угольных платов”. Поиск нетрадиционных источников газа ведется на территории Китая и Европы; однако до сих пор внимательному анализу подлежат и сами процедуры добычи газа.
Следующей важной тенденцией, которую отмечают эксперты Frost & Sullivan, является коммерциализация технологий чистого угля. “На протяжении нескольких последующих лет технологии чистого угля будут продолжать играть важную роль в секторе угольной генерации, при этом объем инвестиций в эту область будет увеличиваться”, – замечает г-жа Шеперд. К технологиям, обладающим долгосрочным потенциалом, относятся снижение уровня СО2 и интегрированная газификация в комбинированном цикле.
Мировое возрождение ядерной энергетики, во главе которой стоят, в первую очередь Китай, Индия и Россия, является еще одной важной темой на мировом энергетическом рынке. Ядерная энергетика - одна из наиболее рентабельных технологий, способных удовлетворить постоянно растущий спрос на электроэнергию, которая также вносит огромный вклад в достижение энергетической независимости и безопасности поставок. Во всей производственной цепочке в рамках ядерной энергетики увеличивается число партнерств и договоров о сотрудничестве, что помогает идти в ногу с высоким мировым спросом.
Правительства разных стран мира уже обнародовали меры, направленные на развитие возобновляемой энергетики. Евросоюз планирует, что в 2020 году на долю возобновляемых источников энергии будет приходиться 20% всех объемов генерации; целью США является 10-20% производства из возобновляемых энергетических источников, тогда как Китай рассчитывает в 2020 году получать из возобновляемых источников 100 ГВт энергии. Эти усилия в сочетании с развитием технологий в конце концов приведут к достижению “сетевого паритета” (grid parity): под ним понимается такой момент, когда стоимость производства электроэнергии на основе органического топлива равна или уступает стоимости производства электроэнергии из возобновляемых источников. Вероятнее всего, это явление впервые появится в тех странах, значительная доля энергобаланса которых приходится на возобновляемые источники энергии. Вместе с тем, страны, экономика которых опирается главным образом на органическое топливо, достигнут паритета значительно позже.
Спрос на электроэнергию существенно обогнал существующие сетевые мощности, что наряду с увеличивающимся числом децентрализованных генерирующих предприятий вынуждает энергокомпании улучшать свою структуру управления и мониторинга сетей, внедряя “умные” технологии. “Умные” счетчики являются неотъемлемой частью более широкого движения по внедрению “умных" технологий. Установка “умных” счетчиков уже началась в США и Европе, лидирует в установках таких счетчиков Италия. Объем рынка “умных” сетей уже сейчас может достигнуть беспрецедентных масштабов, считает Беатрис Шеперд.
Еще одним важным катализатором развития электроэнергетики является энергоэффективность. Большинство развитых стран активно разрабатывает и внедряет решения для повышения энергоэффективности бытовых электроприборов, устанавливая контроль над их минимальной энергопроизводительностью и вводя соответствующие операционные стандарты для все большего количества бытовых приборов. Технологии, направленные на снижение объемов потребляемого топлива и сокращение выброса углекислого газа, такие как энергоконтроль, “зеленые” здания и чистый транспорт, окажутся ключевыми технологическими средствами, способствующими повышению энергоэффективности и снижению объемов выброса СО2.
Как заметили эксперты Frost & Sullivan, для электромобилей и гибридных автомашин, а также для возобновляемых источников энергии требуются высокоэффективные системы накопления энергии, развитие которых сейчас является приоритетным направлением. В число факторов, влияющих на будущий потенциал энергосистем, входят фундаментальные параметры и технологии строительства таких систем, а также тип используемого материала. Наибольшим потенциалом обладают топливные элементы благодаря их гибкой структуре мощности и наличию мембран, предназначенных к использованию в особых, четко очерченных целях. Объем мирового рынка энергохранилищ в 2008 году оценивался в 43,5 млрд долл. и, по прогнозам, к 2013 году достигнет 61 млрд долл.
Последняя из выделенных тенденций развития мировой электроэнергетики - это либерализация рынка, которая ограничивает деятельность крупных энергетических монополистов и приводит к возникновению конкуренции. Потребитель должен иметь возможность выбирать поставщика электроэнергии. В сущности, идея международной торговли электроэнергией, в поддержку которой высказалась Еврокомиссия и реализация которой наблюдается сейчас во всем мире, должна стать шагом на пути к созданию континентальной сети высокого напряжения, по которой будет возможно передавать энергию, выработанную на основе возобновляемых источников, из одной страны в другую.