17.10.2023 12:40
Консультации.
Просмотров всего: 6473; сегодня: 4.

Подготовка к экзамену в Энергонадзоре - вопросы и ответы

В последнее время возникает много вопросов по прохождению проверки знания норм и правил в области энергетического надзора в органах Ростехнадзора (по подготовке к экзаменам на присвоение или подтверждение группы по электробезопасности). Попробуем понять, какие именно вопросы необходимо изучить для подготовки к экзамену в отраслевой комиссии Энергонадзора. Предлагаем это сделать пошагово.

Шаг первый

Рассмотрим Перечень вопросов, применяемых в тестах отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора. Он разбит на 6 разделов, соответствующих определенному виду деятельности организаций.

Первым и ключевым шагом является определение необходимого раздела с вопросами. Этот выбор зависит от вида деятельности, осуществляемой организацией. Разделы перечня содержат различные вопросы, к которым могут обратиться для подготовки работников следующие организации:

I. Электросетевые организации (обслуживающие организации). Вопросы в данном разделе предназначены для подготовки персонала организаций, осуществляющих деятельность по передаче и распределению электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства: линий электропередачи, подстанций. 

II. Электростанции, в том числе функционирующие в режиме комбинированной выработки, и гидроэлектростанции. Этот раздел предназначен для занимающихся производством электроэнергии организаций, таких как тепловые электростанции (ТЭС, ТЭЦ), гидроэлектростанции (ГЭС). Вопросы в этом разделе в большинстве своем схожи с вопросами из I раздела, однако если в первом разделе акцент смещен в сторону углубленного изучения вопросов, касающихся электрического оборудования электростанций и сетей и оперативно-диспетчерского управления, то во II разделе более подробно рассматриваются вопросы по эксплуатации гидротехнических сооружений и водного хозяйства электростанций, гидротурбинных установок, а также тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей.

III. Организации – потребители тепловой энергии (обслуживающие организации). В данном разделе представлены вопросы для организаций, занимающихся обслуживанием (эксплуатацией) тепловых энергоустановок (вопросы, касающиеся технологического оборудования, использующего тепловую энергию, систем отопления, систем вентиляции). Деятельность таких организаций связана, например, с монтажом, эксплуатацией, ремонтом вентиляционных и (или) отопительных систем, а также оборудования, использующего тепловую энергию.

IV. Теплоснабжающие и теплосетевые организаций. Вопросы этого раздела предназначены для подготовки персонала организаций, осуществляющих деятельность по генерации (производству), передаче, распределению и сбыту тепловой энергии, а также эксплуатации тепловых сетей (магистральных, распределительных).

V. Организации – потребители электрической энергии (обслуживающие организации). В этом разделе вопросы предназначены:

- для организаций, использующих электрическую энергию для производственных нужд (различных промышленных предприятий);

- непромышленных потребителей – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сферах обучения, здравоохранения, транспорта, связи, торговли, общественного питания и проч. и которые используют электроэнергию.

В структуру организаций – потребителей электрической энергии могут также входить обособленные подразделения, эксплуатирующие различное оборудование (кабельные линии, грузоподъемные краны, электроустановки напряжением выше 6000 В, электросварочное оборудование, электродвигатели) или осуществляющие испытания оборудования в электроустановках потребителей. Для персонала таких организаций в дополнение к основным вопросам раздела предусмотрены специальные вопросы, относящиеся непосредственно к эксплуатации соответствующего оборудования.

К числу непромышленных потребителей следует отнести среди прочих организации (офисные компании), в которых используются, в частности, серверные помещения с необходимым напряжением сети 380 В. Для ответственного персонала таких организации предусмотрены вопросы из подраздела «Непромышленные потребители». При этом вопросы из общей сетки V раздела ему изучать не требуется.

VI. Вопросы для работников субъектов оперативно-диспетчерского управления. Они предназначены для организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и уполномоченных на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Шаг второй

Определившись с разделом, необходимо подобрать вопросы в зависимости от дополнительных условий, предусмотренных соответствующим разделом Перечня вопросов: уровня напряжения, групп по электробезопасности, вида эксплуатируемого оборудования и проч.

I и II разделы предполагают градацию по уровню напряжения (до 1000 В и до и выше 1000 В) и по группам по электробезопасности (II, III, IV и V). К примеру, необходимо подготовить работника к тестам на группу III по электробезопасности (напряжение до и выше 1000 В). Для этого выбираем в Перечне вопросов в столбце группу III, совмещаем со столбцом «напряжение до и выше 1000 В», и если в обоих столбцах напротив вопроса стоит плюс, то этот вопрос входит в число необходимых для изучения. Еще один пример. Если работник готовится к сдаче экзамена на повышение группы с III на IV, тогда выбираем вопросы по группе IV (с учетом уровня напряжения как до 1000 В, так и до и выше 1000 В). Аналогичным образом поступаем и с другими группами.

В III разделе приведены 3 группы вопросов по Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок для персонала, эксплуатирующего:

- системы вентиляции;

- системы отопления;

- технологическое оборудование, использующее тепловую энергию.

Так, если деятельность персонала связана исключительно с обслуживанием вентиляционных систем, то для подготовки к тестированию работникам необходимо изучить вопросы для персонала, эксплуатирующего такие системы. Если же персонал занимается также отопительными системами, то таким работникам следует дополнительно изучить вопросы для персонала, эксплуатирующего и эти системы. Аналогичным образом организациям необходимо готовить и работников, занимающихся эксплуатацией технологического оборудования, использующего тепловую энергию.

Кроме вопросов, объединенных в группы в зависимости от вида эксплуатируемого персоналом оборудования, III раздел содержит также вопросы, которые необходимо изучить всем работникам организаций – потребителей тепловой энергии (обслуживающих организаций). К их числу относятся вопросы по Правилам по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и мероприятиям по оказанию первой помощи.

IV и VI разделы содержат вопросы, которые необходимо изучить работникам теплоснабжающей и теплосетевой организаций, а также субъектов оперативно-диспетчерского управления соответственно.

V раздел состоит как из общей сетки вопросов для работников организаций – потребителей электрической энергии (обслуживающих организаций), так и из специальных вопросов, предназначенных для работников, эксплуатирующих различное оборудование (кабельные линии, грузоподъемные краны, электроустановки напряжением выше 6000 В, электросварочное оборудование, электродвигатели), а также осуществляющих испытания оборудования в электроустановках потребителей. Выбор вопросов для подготовки происходит аналогично выбору в I и II разделах, то есть вопросы выбираются по уровню напряжения (до 1000 В и до и выше 1000 В) и по группам по электробезопасности (II, III, IV и V). Это правило относится как к вопросам основной сетки, так и к специальным вопросам.

Отдельно следует отметить вопросы для подготовки работников непромышленных потребителей. Если организация относится к непромышленным потребителям, то персоналу для подготовки требуется изучить вопросы исключительно из подраздела «Непромышленные потребители». Следует особо отметить, что такие работники не изучают вопросы из общей сетки V раздела.

Подводя итог, отметим, что от правильности выбора вопросов для подготовки к экзамену в Энергонадзоре зависит как результат тестирования, так и время, затраченное работником на подготовку к нему.


Ньюсмейкер: Консалтинговая группа «Термика» — 44 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...