В конце 2017 г. президент подписал федеральный закон о лицензировании энергосбытовой деятельности. Документ был разработан для стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности. Лицензии должны были заработать в июле 2020 г., однако правительство в своем постановлении перенесло срок на год — до 1 июля 2021 г.
Руководство страны Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ с 01 июля 2021г. отменило лицензирование энергосбытовой деятельности.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Статья 134
1. Признать утратившими силу:
20) пункт 4 статьи 1 и статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности"
А затем Федеральным законом от 01.07.2021 N 283-ФЗ с 12 июля 2021г. исключило из КоАП РФ административную ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Статья 1
Признаны утратившими силу статьи КоАП РФ, в том числе:
14.1.4. Осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии.
Таким образом, в настоящий момент лицензирование энергосбытовой деятельности не требуется
При этом федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ вводится новый метод государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики: "мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики". Под мониторингом риска предлагается понимать систему постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики, а также иных хозяйствующих субъектов, владеющих на праве собственности объектами по производству электрической энергии или объектами электросетевого хозяйства.
Изменения внесены в Статью 28.3. Мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ
Текст изменений:
Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ
Статья 28.3. Мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики
1. Мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье также - мониторинг риска) представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики, а также иных хозяйствующих субъектов, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства (далее в настоящей статье - субъекты электроэнергетики), и о принадлежащих им объектах электроэнергетики, характеризующей степень риска нарушения работы таких субъектов и объектов в сфере электроэнергетики.
Мониторинг риска проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации.
2. Мониторинг риска проводится в целях формирования и реализации государственной политики в области обеспечения надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, своевременного выявления, оценки и прогнозирования рисков невыполнения субъектами электроэнергетики требований и условий для надежного функционирования электроэнергетики.
Результаты мониторинга риска также учитываются при инвестиционном планировании в сфере электроэнергетики, отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, оценке риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона и оценке готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в соответствии со статьей 46.2 настоящего Федерального закона.
3. Правила проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, в том числе критерии определения субъектов электроэнергетики, в отношении которых проводится такой мониторинг, показатели риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики, порядок проведения мониторинга и оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, порядок сбора и оценки достоверности необходимой информации, порядок использования информации о результатах мониторинга риска устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Методика проведения оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Мониторинг будет вести Минэнерго в отношении субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, которые установит правительство. Результаты мониторинга риска предлагается учитывать при инвестиционном планировании в сфере электроэнергетики.