Снижение годового прироста потребительских цен было ожидаемым и произошло за счет эффекта базы: в апреле прошлого года, при переходе граждан к самоизоляции, отмечалось ускорение роста цен на продовольствие, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
Месячный прирост потребительских цен в целом (с поправкой на сезонность) также замедлился, но пока остается существенно выше 4% в пересчете на год. Уменьшился в основном темп роста цен на товары и услуги, дорожавшие в предыдущие месяцы под влиянием факторов немонетарного характера.
Среди них мясопродукты, ускорение роста цен на которые происходило из-за ухудшения эпизоотической ситуации, а также услуги зарубежного туризма и транспорта — динамика цен на них остается неустойчивой, в том числе на фоне нестабильной эпидемической ситуации в мире.
При этом продолжилось увеличение месячного роста цен на непродовольственные товары в рыночном сегменте, что отражало восстановление спроса в условия высокого давления со стороны затрат.
По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 году составит 4,7–5,2%. По мере завершения восстановительной фазы экономического роста денежно-кредитная политика станет нейтральной. В отсутствие дополнительных проинфляционных шоков это позволит годовой инфляции вернуться к цели Банка России в середине 2022 года и находиться вблизи 4% в дальнейшем. Более подробно читайте в очередном выпуске комментария «Динамика потребительских цен».
Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии (апрель 2021 г.).
В апреле 2021 г. годовая инфляция несколько замедлилась (до 5,53%) за счет эффектов базы в динамике цен на продовольственные товары. При этом годовые темпы роста цен на услуги и непродовольственные товары продолжили расти. Увеличились также и годовые показатели устойчивой ценовой динамики. Месячный прирост цен на основные группы товаров и услуг (с поправкой на сезонность) несколько уменьшился по сравнению с мартом. Тем не менее текущее инфляционное давление осталось существенно повышенным в условиях сохраняющегося расширения спроса и давления со стороны затрат, в том числе из‑за роста цен на мировых товарных рынках. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7 – 5,2%. По мере завершения восстановительной фазы экономического роста денежно‑кредитная политика станет нейтральной. В отсутствие дополнительных проинфляционных шоков это позволит годовой инфляции вернуться к цели Банка России в середине 2022 г. и находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Ценовая динамика.
В апреле 2021 г. годовая инфляция несколько замедлилась (до 5,53%) за счет эффектов базы высокого роста цен годом ранее. Инфляция остается существенно выше цели Банка России. За февраль‑апрель темп роста цен (по оценке с поправкой на сезонность, далее – SA) был выше, чем в предыдущие три месяца.
Месячный рост потребительских цен замедлился и составил 0,51% (-0,13 п.п., табл. 1, рис. 1). Уменьшились месячные приросты цен (SA) на основные группы товаров и услуг, а также текущие показатели устойчивой ценовой динамики, такие как базовая инфляция, инфляция без основных волатильных компонент1, медиана месячных приростов. Тем не менее в аннуализированном выражении они остаются существенно выше 4%.
Впервые с июня 2020 г. отмечалось замедление годовой инфляции. В апреле она составила 5,53%. Снижение было ожидаемым на фоне высокой базы апреля 2020 г. и произошло за счет замедления роста цен на продовольственные товары до 6,55% (-1,03 п.п.), в том числе на фрукты и цитрусовые, которые стали дешевле, чем в апреле 2020 г. (тогда произошел скачок цен на них в условиях перехода населения к самоизоляции и ослабления рубля). Продолжилось увеличение годовых темпов прироста цен на непродовольственные товары (до 6,16%, +0,24 п.п. по сравнению с мартом) и услуги (до 3,30%, +0,10 п.п.).
Годовые показатели устойчивой ценовой динамики продолжили расти. Годовая базовая инфляция составила 5,47%, медиана годовых приростов цен – 4,72% (рис. 2, Приложение 1). Оценка трендовой инфляции в апреле повысилась до 4,54% с 4,43% в марте.
Влияние спроса.
В ряде сегментов потребительского рынка продолжилось расширение спроса, опережавшее темпы наращивания выпуска, что создавало давление на цены. Динамика спроса позволяет переносить в цены затраты, возросшие в том числе под влиянием ускоренного повышения мировых цен на металлы, уголь, нефть и продукты ее переработки, строительные материалы.
Так, вновь увеличился месячный прирост цен на непродовольственные товары (без учета нефтепродуктов). В апреле он составил 0,69% (SA), максимум с апреля 2016 года. Ускорилось удорожание (SA) одежды и белья, обуви, строительных материалов, моющих и чистящих средств. Высокими оставались темпы роста цен на мебель, автомобили.
Годовой прирост цен на многие позиции также увеличился (табл. 2). Снижение годового темпа удорожания бытовой техники и компьютеров, как и в марте, было в значительной мере связано с эффектом базы (годом ранее рост цен на эти товары ускорился под влиянием ослабления рубля и ухудшения инфляционных ожиданий домохозяйств).
Динамика цен на услуги остается неустойчивой (рис. 3). Видимо, продолжается взаимная подстройка предложения, заметно пострадавшего во время противоэпидемических ограничений, и спроса, на объемах и структуре которого отражаются в том числе эффекты отложенного потребления. Кроме того, на сфере услуг продолжает сказываться нестабильность развития ситуации с пандемией в мире.
В апреле месячный прирост цен на услуги замедлился (до 0,28% (SA), – 0,28 п.п.) при разнонаправленной динамике цен на различных сегментах рынка. Основной вклад в торможение текущей ценовой динамики внесло снижение цен (SA) на услуги зарубежного туризма и транспорта, в значительной мере под влиянием снижения цен на поездки в ОАЭ2. Одновременно несколько замедлилось удорожание услуг российских санаториев, что, видимо, связано с завершением сезона зимних видов отдыха, тогда как массовый летний отдых еще не начался.
Напротив, ускорилось удорожание стоимости номеров в российских гостиницах, его темп достиг 5,31% (SA). Вероятно, сказывалось возобновление деловых поездок, а также рост интереса к кратковременным самостоятельным путешествиям, в том числе на фоне переключения спроса с закрытых в апреле внешних направлений туризма на внутренние. Увеличились темпы роста цен на образовательные и медицинские услуги. Несколько замедлились, но остались высокими темпы удорожания бытовых услуг и услуг организаций культуры (0,4 – 0,5% SA).
Годовые темпы роста цен на услуги в основном повышались (табл. 3). Исключение составили зарубежный туризм и авиаперелеты.
Влияние немонетарных факторов.
В апреле проинфляционное влияние немонетарных факторов, действовавших на рынке ряда товаров, несколько ослабло. Замедлилось повышение цен (SA) на картофель, темпы которого достигли локального пика в марте. Заметно уменьшился темп роста цен (SA) на мясопродукты, ускорение которого отмечалось в феврале‑марте как результат ухудшения эпизоотической ситуации. Однако рост цен на яйца все еще остается высоким (рис. 4). В целом сохраняется высокая волатильность в динамике цен на картофель и яйца (рис. 5). Повышение цен на сахар и растительное масло сдерживается установленными предельными ценами (рис. 6).
Снизились темпы роста цен на моторное топливо (до 0,49% (SA) в апреле после 1,2% (SA) в марте), чему способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации.
Инфляция в регионах.
В апреле 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем годовая инфляция замедлилась в большинстве регионов (69 регионов, вес в ИПЦ – около 90%, табл. 4, 5). Это было обусловлено замедлением годового темпа роста цен на продовольственные товары, тогда как рост цен на непродовольственные товары и услуги в основном ускорился.
Замедление годовой инфляции отмечалось во всех федеральных округах. Наибольшее снижение отмечено в СКФО, где оно было связано с уменьшением годового прироста цен на продовольственные товары (при их наибольшем по России весе в ИПЦ). В регионах СКФО наблюдалось замедление темпа удорожания яиц и сахара, а также плодоовощной продукции (лимонов, лука, яблок, картофеля).
Наименьшее замедление инфляции наблюдалось в СФО, главным образом из‑за ускорения роста цен на непродовольственные товары (моторное топливо и легковые автомобили).
Кроме того, в СФО наблюдалось наименьшее замедление темпов роста цен на продовольственные товары, в основном из‑за динамики цен на мясопродукты и кондитерские изделия.
По сравнению с предыдущим периодом форма распределения региональной инфляции немного изменилась: региональная неоднородность относительно марта снизилась (рис. 7).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года региональная неоднородность инфляции сохраняется на более высоком уровне (разброс инфляции по регионам в апреле был от 1,94 до 7,98%). Это в том числе подтверждается более высоким значением эксцесса, а также отрицательным значением асимметрии (рис. 8).
Прогноз.
Текущее инфляционное давление в апреле несколько ослабло, но осталось повышенным в условиях сохраняющегося расширения спроса и давления со стороны затрат, в том числе из‑за роста мировых цен.
По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7 – 5,2%. По мере завершения восстановительной фазы экономического роста денежно-кредитная политика станет нейтральной. В отсутствие дополнительных проинфляционных шоков это позволит годовой инфляции вернуться к цели Банка России в середине 2022 г. и находиться вблизи 4% в дальнейшем.
1 Без цен на плодоовощную продукцию, нефтепродукты, жилищно-коммунальные услуги.
2 В апреле начались полеты лоукостера в Дубай из нескольких городов России, что привело к снижению цены турпутевки за счет более дешевого перелета.
Дата отсечения данных – 12.05.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: И. Григорьев, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.