Противоречия по транспортным издержкам не дают пересмотреть ценовой маркер для сырой нефти. Этот пересмотр механизма подсчёта международного индикатора стоимости «черного золота», должен был стать крупнейшим за последнее десятилетие. Но провести его пока не представляется возможным, так как появились серьёзные противоречия относительно того, как правильно будут включаться в него расходы на транспортировку.
Сначала было предложено заложить в ценовой индикатор Brent котировку техасской нефти, принимая во внимание показатели с середины 2022 года. Но такой подход решили отложить, пока участники нефтегазовой отрасли не смогли договориться по ряду других параметров. Нет ещё принятого решения относительно того, кто возьмёт на себя обязательство покрывать транспортные издержки.
Эксперты Barrend Asset Management считают, что изменения должны полностью отражать положение на мировом рынке, учитывать, насколько важен экспорт нефти из Америки для энергетического рынка в целом и других стран.
Ключевым маркером считается Dated Brent. Он применяется для формирования стоимости основных сортов нефти, которая предлагается сегодня на мировом рынке. Данные по нему каждый день публикует Platts. Информация считается отражением стоимости североморской нефти. Но этот индикатор не лишён недостатков, так как добыча Brent и других видов нефти в Северном море за последние несколько лет сильно снизилась.
Специалисты Barrend Asset Management отмечают, что после некоторого оживления в нефтяной отрасли европейские заводы по переработке нефти стали ключевыми покупателями сырья. По имеющимся данным, каждый день на импорт уходит более 1 миллиона баррелей.
Объявление о задержке на прошлой неделе говорит о том, что позиции Platts меняются. Задержка вызвана возникающими возражениями трейдеров по поводу методик, которые планируют использовать при учёте транспортных расходов в рамках пересмотра ценообразования. Основной акцент сделан на способе учёта транспортировки сырья из Мексиканского залива на Северо-запад Европы.
По мнению S&P Global Platts, способ формирования стоимости нефти, когда покупатель оплачивает фрахт и страховку, устарел. Применяться он в нефтяной отрасли стал с 80-х годов, и должен скорее остаться частью истории. Вместо него было предложено поставлять Brent на новых условиях CIF (cost, insurance and freight). Они подразумевают учёт при ценообразовании стоимости, страховки и фрахта. То есть индикатор будет включать цену нефти уже с поставкой в Роттердам, но компенсация цены на перевозку ложится на плечи продавца.
По мнению официальных представителей S&P Global Platts, рынок уже готов поддержать такие нововведения. Они позволят урегулировать многие вопросы. Но как они будут работать, пока сказать сложно.