Департамент аудита экономического развития Счетной палаты РФ оценил инфляционную ситуацию 2020 года, проанализировав какие факторы разгоняли инфляцию, а какие, наоборот, приводили к замедлению роста цен. Кроме того, были подведены первые итоги введения механизма сдерживания цен на сахар, подсолнечное масло и другие товары.
На конец 2020 года инфляция составила 4,91%, и превысила как прогноз Минэкономразвития (3,8%), так и осенние ожидания Банка России (4,2%). Это самый высокий показатель за последние 5 лет. Однако в условиях мирового кризиса, сопровождавшегося заметным ослабление курса рубля, рост потребительских цен в пределах 5% можно назвать умеренным.
Анализ механизма сдерживая цен, введенного Правительством РФ в декабре 2020 года, показал, что он начал действовать. Уже наблюдается стабилизация либо некоторое снижение цен на отдельные продовольственные товары (хлеб, сахар).
Однако, по мнению Департамента аудита экономического развития, существуют риски возникновения дефицита из-за отказа крупных производителей продавать продукцию по фиксированным ценам, а также из-за возможного распространения ценового регулирования на новые товары.
Сделать окончательный вывод о дальнейшей эффективности сдерживающих мер можно будет по итогам I квартала 2021 года.
Ключевые события за неделю.
В Вашингтоне 20 января 2020 года состоялась инаугурация президента США Джо Байдена. Биржевые индексы на Нью-Йоркской фондовой бирже отреагировали стремительным ростом на фоне данного события и в ожидании инвесторами дальнейших мер стимулирования экономики. По итогам торгов промышленный индекс Dow Jones поднялся на 0,83% до 31188,38 пункта, индекс общего рынка S&P 500 вырос на 1,39% до 3851,85 пункта, а индекс высокотехнологичных компаний Nasdaq прибавил 1,97%, закрывшись на уроне 13457,25 пункта.
В докладе Всемирного банка «Перспективы мировой экономики, январь 2021 года» ожидается, что рост мировой экономики составит 4% (в июне рост прогнозировался на уровне 4,2%), а в 2022 году замедлится до 3,8%. Из-за последствий пандемии глобальный ВВП в течение длительного периода будет ниже своего допандемического тренда. Ограничение распространения вируса, оказание помощи уязвимым группам населения и преодоление проблем, связанных с вакцинацией, являются ключевыми ближайшими приоритетами. По мере того как кризис ослабевает, необходимо сбалансировать риски, связанные с большими и растущими долговыми нагрузками, с рисками замедления экономики из-за преждевременного ужесточения фискальной политики. Для того, чтобы противостоять неблагоприятному наследию пандемии, крайне важно способствовать повышению устойчивости путем обеспечения охраны здоровья и образования, приоритизации инвестиций в цифровые технологии и зеленую инфраструктуру, улучшения управления и повышение прозрачности долга. Глобальное сотрудничество будет играть ключевую роль в решении многих из этих проблем.
Международное энергетическое агентство (МЭА) вновь понизило прогноз по спросу на нефть в 2021 году. Как следует из январского доклада организации, рост спроса ожидается на 5,5 млн. баррелей в сутки вместо 5,7 млн. баррелей в сутки в декабрьском прогнозе. Более низкий спрос обусловлен ростом случаев заболевания Covid-19 в мире. Поддержать спрос во второй половине года могут масштабная вакцинация и ускорение экономической активности.
В 2021 году скорректирована методология расчета инфляции. Теперь Росстат будет ежемесячно отслеживать цены на 556 товаров и услуг, это на 36 позиций больше, чем годом ранее. Одновременно была проведена ревизия перечня, из которого были изъяты товары, спрос на которые снизился. Расширение списка с одновременной актуализацией товарных позиций позволит осуществлять более точную оценку динамики цен.
За 18 дней января потребительские цены выросли на 0,6%, опередив показатель января 2020 года (0,4% в целом за месяц). Одним из факторов роста цен в начале года стала индексация стоимости проезда в общественном транспорте, а также рост цен на ряд продовольственных товаров, включая плодоовощную продукцию. Регулирование цен на ряд социально значимых товаров и последовавшее их удешевление не оказало заметного влияния на инфляцию в целом.
Согласно материалам обзора Банка России «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки» профицит ликвидности российских банков на 01.01.2020 года снизился до 0,2 трлн рублей (в 2019 году он сохранялся в диапазоне от 2,3 до 4,2 трлн рублей). В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов на конец 2020 года профицит ликвидности банковского сектора ожидался на уровне 1,0-1,4 трлн руб. Отклонение объяснятся тем, что в конце 2020 года объем поступлений средств по бюджетному каналу оказался ниже ожидаемого уровня, а рост объема наличных денег в обращении оказался выше прогнозируемых значений.
По предварительным данным Банка России профицит счета текущих операций платежного баланса по итогам 2020 года сократился в 2 раза до 32,5 млрд долл. США по сравнению с 2019 годом (64,8 млрд долл. США). Основным фактором уменьшения сальдо счета текущих операций стало сжатие профицита внешней торговли (до 89,4 млрд долл. США со 165,3 млрд долл. США в 2019 году). Ослабление профицита торгового баланса произошло в результате значительного снижения стоимостных объемов российского экспорта под влиянием неблагоприятной международной конъюнктуры при одновременном сокращении u1080 импорта в гораздо меньших объемах. Чистый отток капитала в 2020 году вырос в 2,2 раза, до 47,8 млрд долл. США, по сравнению с 2019 годом (22,1 млрд долл. США).
Факторы инфляции в 2020 году, первые итоги механизма сдерживания цен.
Основные факторы инфляции в 2020 году.
На конец 2020 года инфляция составила 4,91%, и превысила как прогноз Минэкономразвития (3,8%), так и осенние ожидания Банка России (4,2%). Это самый высокий показатель за последние 5 лет. Однако в условиях мирового кризиса, сопровождавшегося заметным ослабление курса рубля, рост потребительских цен в пределах 5% можно назвать умеренным. Так, кризис 2014 – 2016 гг. сопровождался инфляцией выше 10% в год.
В течение 2020 года российская экономика испытала несколько шоков, которые, с одной стороны, оказывали проинфляционное воздействие, с другой стороны – тормозили рост инфляции.
Проинфляционные факторы:
- Ажиотажный спрос в конце марта – первой половине апреля.
В конце марта и первой половине апреля ажиотажный спрос на продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости спровоцировал ускорение роста потребительских цен.
В целом за два месяца инфляция составила 1,4%, больше всего подорожали продовольственные товары – на 2,7%, непродовольственные товары – только на 0,9%. При этом фокус спроса смещался с продуктов длительного срока хранения на скоропортящиеся товары.
Ускорение роста цен на продовольственные товары за март и апрель обеспечило около 0,7 п.п. прироста потребительских цен в целом за два месяца.
- Ослабление курса рубля.
Курсовая динамика оказывает влияние на инфляцию как непосредственно через цены на импортируемые потребительские товары и услуги, так и через цены на импортируемое сырье, материалы и комплектующие. Степень такого влияния определяется долей импорта на российском рынке. По оценке Банка России1, в 2017 году - начале 2020 года импорт обеспечивал около 39% товарных ресурсов розничной торговли (в торговле продовольственными товарами – не более 28%). Согласно информации Банка России1, в последние годы при ослаблении номинального эффективного курса рубля на 1% инфляция повышается на горизонте полугода не более чем на 0,1 п.п. Реакция на укрепление курса существенно слабее.
В 2020 году отмечалось два пика ослабления курса рубля: в апреле – до 75,22 рубля за доллар США и октябре – до 77,59 рубля за доллар США. Рост потребительских цен был симметричен данным курсовым колебаниям.
- Плановый рост цен и тарифов на услуги ЖКХ.
В 2020 году повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ проводилось однократно – с 1 июля. В среднем по России удорожание услуг ЖКХ составило 4%. Это обеспечило около 0,3 п.п. прироста цен, что примерно соответствует показателям предыдущих лет.
- Снижение урожая ряда ключевых культур.
В 2020 году заметно выросли цены на ряд психологически значимых для населения продуктов вследствие снижения урожая. В частности, в 2020 году семян подсолнечника было получено на 13,7% меньше, чем в 2019 году, сахарной свеклы – на 40,4%, картофеля – на 11,3%, овощей – на 2,3%, что было вызвано сокращением не только посевных площадей, но и урожайности.
Как результат – резкий и заметный рост цен на сахар (на 64,5% за год) и подсолнечное масло (на 25,9%) привлекли внимание Правительства, и в декабре был предпринят ряд мер по сдерживанию роста цен на социально значимые продукты.
Дезинфляционные факторы:
- Слабый потребительский спрос на фоне снижения доходов населения.
Сокращение реальных располагаемых доходов населения во 2 квартале – на 8,4% привело к ослаблению потребительского спроса и сдерживало рост цен на непродовольственные товары и услуги.
Особенно заметное замедление роста цен отмечается в секторе платных услуг, на который карантинные ограничения оказали более значимое влияние, чем на сектор розничной торговли.
В результате инфляция в секторе услуг по итогам года составила всего 2,7%, что является минимальным значением с 1991 года, несмотря на компенсационный рост спроса и последовавшее удорожание услуг внутреннего туризма и санаторно-оздоровительных услуг летом и в начале осени.
- Сезонный фактор.
Сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию является традиционным дезинфляционным фактором. В 2020 году оно было менее выраженным, чем годом ранее, но продолжалось дольше: удешевление плодоовощной продукции отмечалось с мая по октябрь ввиду более благоприятных погодных условий. В совокупности за 6 месяцев снижение цен составило 17% (в 2019 году за 4 месяца – 22,7%), что компенсировало около 0,7 п.п. инфляции.
- Слабая реакция на снижение ключевой ставки.
В 2020 году, как и годом ранее, цены слабо реагировали на изменение ключевой ставки. Несмотря на ее заметное снижение – в течение года на 2 п.п. (с 6,25% до 4,25%) – не отмечалось ускорения роста цен. Этому способствовало плавное смягчение денежно-кредитной политики, снижение инфляционных ожиданий населения вследствие проведения Банком России политики таргетирования инфляции, а также действие бюджетного правила, сгладившего влияние изменений внешнеэкономической конъюнктуры на внутренние условия, в том числе на динамику курса национальной валюты.
«Заморозка» цен на социально-значимые продовольственные товары.
Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в декабре 2020 года подготовило перечень мер, направленных на стабилизацию цен на базовые продукты питания (хлеб, макаронные изделия, сахар, подсолнечное масло).
В частности, речь идет о заключении специальных соглашений Минсельхозом России, Минпромторгом России и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) с торговыми сетями и товаропроизводителями, которые будут действовать в первом квартале 2021 года и позволят ограничить повышение цен.
В настоящее время заключены соглашения с производителями сахара и подсолнечного масла, в которых предусмотрено снижение оптовых и розничных цен. Оптовая цена 1 кг сахарного песка ограничена 36 руб. за 1 кг, розничная — 46 руб. Для подсолнечного масла – соответственно, 95 и 110 руб. за 1 литр. Соглашения будут действовать до конца первого квартала 2021 года.
Для снижения цен на сахар заводы смогут получить в 2021 году льготные кредиты для закупки сахарной свеклы у производителей. Если данная мера не приведет к снижению цен, Минсельхоз России рассмотрит возможность согласования отмены пошлины на импорт тростникового сахара. На семена подсолнечника уже введена запретительная вывозная таможенная пошлина (30%, но не менее 165 евро за 1 тонну), которая будет действовать с января по июнь 2021 года. Прорабатывается вопрос о введении вывозных пошлин на подсолнечное масло. Сдерживание роста цен на хлеб и муку будет осуществляться с помощью введения квот на экспорт зерна — с 15 февраля по 30 июня 2021 года вывезти за рубеж можно будет не больше 17,5 млн т., также на этот период вводится экспортная пошлина на пшеницу в размере 25 евро за 1 тонну.
Регулирование цен на продукты в России осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530. Согласно этому документу, может ограничиваться рост цен на социально-значимые продовольственные товары по утвержденному перечню (молоко, сахар, подсолнечное масло, пшеничную муку, хлеб и др.).
До декабря 2020 года регулирование могло быть введено, если в течение 30 дней указанные товары подорожали минимум на 30%. По инициативе Минэкономразвития России 30 декабря 2020 года в постановление были внесены изменения, согласно которым предельные розничные цены на отдельные виды социально-значимых продуктов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
Меры по сдерживанию цен пришлось предпринять в связи с тем, что с начала 2020 года по ноябрь, цена на сахарный песок выросла на 71,54%, подсолнечное масло подорожало на 23,78%, макаронные изделия – на 10,45%, хлеб – на 6,34%. Всплеск цен на сахар наблюдался дважды – в марте-апреле, в условиях ажиотажного спроса в период пандемии коронавируса, и в сентябре-ноябре, на фоне роста мировых цен и снижения товарных запасов. Ускоренный рост цен в конце года зафиксирован и на подсолнечное масло, в связи с низким урожаем текущего года и возросшей привлекательностью экспорта подсолнечника из-за роста мировых цен на зерновые.
Стоит подчеркнуть, что административное ограничение роста цен на базовые продукты является шагом, направленным на поддержание низкодоходных групп населения, у которых высока доля расходов на питание2.В тоже время, такой шаг несет в себе системные риски. Во-первых, это вероятность возникновения дефицита товаров, попавших под ценовые ограничения.
Производителям может быть не выгодно продавать свою продукцию по установленным ценам, а предложенной компенсации будет недостаточно чтобы покрыть упущенной прибыли.
Они будут перенаправлять товарные потоки на экспорт или на склад, в ожидании отмены заморозки цен. Кроме того, существует вероятность возникновения ажиотажного спроса на товары по сниженным ценам, что спровоцирует дефицит и будет побуждать торговые сети и производителей поднимать цены, вопреки взятым на себя обязательствам. Во-вторых, после отмены ограничений есть риск того, что цены вернутся к росту ускоренными темпами.
Опыт административного ограничения цен в предыдущие годы свидетельствует о том, что эти меры должны носить строго кратковременный характер, а Правительству необходимо внимательно следить за ситуацией на рынке, чтобы при необходимости оперативно снять существующие ограничения.
По информации отдельных участников рынка, после «заморозки» цен на сахар и подсолнечное масло в январе 2021 года у небольших и средних торговых сетей возникли проблемы с отгрузкой данных товаров со складов крупных производителей, которые отказываются продавать продукцию по фиксированным ценам. Также, по мнению Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), распространение ценового регулирования на новые товары (по данным Минсельхоза рассматривается введение предельных цен для производителей зерна и макарон в условиях роста стоимости продукции с 11 по 17 января 2021 года на 8%) может привести к их дефициту и увеличению издержек для производителей.
В то же время, сдерживание роста цен, начавшееся в декабре 2020 года, в настоящее время дает положительный результат. По данным Росстата, по итогам декабря цены на сахар снизились на 4,08%, практически стабилизировались цены на хлеб и хлебобулочные изделия, а также крупы и бобовые (рост менее 1 процента), при этом отмечен слабый рост цен на подсолнечное масло (1,72%). Однако сделать окончательный вывод о дальнейшей эффективности сдерживающих мер можно будет после их снятия по итогам 1 квартала 2021 года.
Индикаторы экономической активности.
TinkoffCoronaIndex по России на 19 января составил 5,8. Потребительская активность с февраля текущего года выросла на 2%, против роста на 4% неделей ранее. Доля онлайн платежей составила 23%.
По данным на 22 декабря индекс потребительской активности клиентов Сбербанка составил 61 баллов из 100. Данный уровень потребления является обычным.
По данным Сбербанка, 11.01.2020-18.11.2020 расходы потребителей на товары и услуги по сравнению с аналогичной неделей 2019 года увеличились на 0,1%.
Доля онлайн платежей за 11.01.2020-18.11.2020 составила 19,3%.
1 Информация получена в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности показателей основных параметров макроэкономического развития, а также отдельных инструментов денежно-кредитной политики, заложенных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов».
2 По данным Росстата, по итогам II квартала 2020 года в структуре потребительских расходов домашних хозяйств по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов по 10-ти процентным (децильным) группам населения доля расходов на покупку продуктов для домашнего питания для 1-2 децильных групп с низким уровнем доходов (располагаемые ресурсы на 1 члена домохозяйства - до 10,2 тыс. руб. в месяц) составляет 48,6-51,3%, тогда как для 6-8 децильных групп (располагаемые ресурсы на 1 члена домохозяйства до 30 тыс. руб. в месяц), данные показатели значительно ниже – в пределах 38,1-42,9%. В 10 децильной группе (располагаемые ресурсы – более 100 тыс. руб. в месяц на 1 члена домохозяйства) расходы на питание дома составляли 22,9%.