Филиал «Россети Центр Орелэнерго» продолжает цикл публикаций, в которых расскажет вам историю развития орловской энергосистемы в контексте процессов, проходивших в нашей стране со времени принятия в 1920 году плана ГОЭЛРО. На основании документов, хранящихся в Центральном орловском архиве и музее энергетики, мы расскажем, как Орловщина прошла путь от самых истоков развития энергетики до современного периода, не скрывая ни успехов, ни ошибок, ни трудностей этого перехода.
Об электрификации в России всерьёз заговорили в конце XIX века. Передовые умы строили, как многим тогда казалось, нереальные планы, которые стали явью в начале ХХ века. В разных уголках страны электрификация продвигалась разными темпами, проходила со своими особенностями, но главное было одно: страна думала о будущем. Как величайший замысел воплощался на Орловщине – об этом рассказывают газетные статьи того времени и материалы орловского архива.
Первая городская электростанция в городе была построена акционерным бельгийским обществом, вслед за этим открылось трамвайное движение, началось освещение улиц по трамвайным линиям 50–ю электрическими фонарями.
К моменту, когда в молодом советском государстве началась реализация плана ГОЭЛРО, орловская электростанция имела крайне изношенное состояние и не работала месяцами. В газете «Орловская правда» появляются гневные комментарии горожан: «С каждым днём подача энергии для квартир рабочих и служащих принимает характер, выражаясь мягко, какого-то издевательства. Для рабочих, занятых физическим трудом, и для служащих, сплошь и рядом кончающих работу на дому (переписка, составление срочных отчётов, докладов и т.п.), с наступлением сумерек начинается буквально какая-то пытка. Света не дают… зажигаешь лампу, и около коптящей лампы начинаешь работу… Прошло сорок минут… Дают освещение… Гасишь лампу и, прервав на две отри минуты работу, располагаешься её продолжать… Проходит не более двадцати минут и свет опять гаснет… зажигаешь вновь коптилку и т.д. Что же это такое? Ведь такая, с позволения сказать, «чехарда» идёт изо дня в день… Ведь гораздо проще было бы объяснить всем потребителям электроэнергии, что, допустим, с 1-го февраля 1923 г. подача световой энергии в квартиры рабочих и служащих совершенно прекращается. Когда будет сделано такое объявление о прекращении подачи электроэнергии?»
Поступали и жалобы на оплату электричества: «Электростанция установила такой порядок, что потребитель обязан оплатить счёт в течение трёх суток с момента его подачи. Неуплата в срок ведёт за собой пеню и довольно чувствительную для кармана трудящихся: просрочка за три дня за два патрона - 5169 р., а через шесть дней уже 9149 р. Когда и в какой форме электростанция будет компенсировать систематическую неподачу электроэнергии потребителю? Нельзя же, в самом деле, становиться на такую точку зрения, что потребитель существует только для электростанции, что потребителя за неаккуратную выплату следуемых с него денег можно «стегать» штрафом, а вот производителя (электростанцию) за систематическую неподачу энергии и издевательство над потребителем и рукой не достанешь?» - писали в газету возмущённые граждане.
В 1926 году в связи с экономией электроэнергии запрещалось «…освещать город в лунные ночи. Перронщику электростанции вменялось в обязанность наблюдать за движением луны и облачностью неба и делать соответствующие выключения и включения электроэнергии». Жители города подвергались штрафу за пользование электрическими лампочками свыше 25 вт. Видно, паровые машины действительно отжили свой век. Эти молчаливые великаны содержатся в порядке, периодически осматриваются и готовы работать в любой момент, но развивающемуся городу всё равно мало. Главная сила станции – дизели. Их три. В зимнее время с 5 часов вечера все работают одновременно и едва успевают обслуживать трамвайное движение и освещение города. В случае неотложного ремонта какого-либо из дизелей приходится выключать из освещения часть города, что вызывает постоянные нарекания. Мало того, ремонт приходится делать наспех, что сопряжено с большими неудобствами».
«Летом из трёх дизелей поочерёдно работают два, а один находится в капитальном ремонте. Станции необходим, по крайней мере, ещё один дизель, новые моторные вагоны и счётчики электроэнергии для абонентов. Помимо всего этого необходимо заменить сгнившие опоры по линии трамвая и электроосветительной сети. Если эти вопросы решатся, то орловская электростанция сможет удовлетворить потребность Орла в энергии по приемлемой цене...».
Только в 1932-33 году Орёл будет иметь новую электростанцию. Электрическое освещение станет более доступным для рабочих масс, значительно увеличит число абонентов станции, «лампочка Ильича» вытеснит смрадную, тускло коптящую керосинку, и у орловской электростанции появится будущее. Будущее хорошее, а главное – близкое. Это будущее - переменный ток, дешёвая энергия, широкий рабочий потребитель.