Реформа электроэнергетики, кроме задач разделения отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, создания систем эффективных рыночных отношений и обеспечения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, ставила и задачу: «эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек…», - выдержка из официального сайта ПАО «Кубаньэнерго».
Три источника и три составных части финансового благополучия.
Источниками финансирования сетевой компании являются:
• получение оплаты за предоставление услуг (оплата за эл.энергию;
• доходы от прочих видов деятельности;
• субсидии, дотации под (различной степени «мутности») инвестпрограммы.
В борьбе обретёшь ты право своё.
Ведь что такое жизнь электросетевой компании? Это борьба!
Борьба с потребителем, потому что ему, потребителю, из розетки электрический ток нужен. И потребитель этот капризничает: ведь ток ему нужен не какой-нибудь, а 220 Вольт (В), и не хватает ему 170-ти или 150-ти В.
Неотъемлемая часть великой борьбы сетевой компании – это борьба с коммерческими потерями электроэнергии в сети.
Про потери.
Различают два вида потерь электроэнергии – технологические и коммерческие.
С технологическими - всё в порядке, Региональная Энергетическая Комиссия дозволяет сетевым компаниям при транспортировке электроэнергии терять до 8% объёмов передаваемой электроэнергии - это потери в трансформаторах и другом оборудовании. Почти десятая часть, вроде бы, вот достойное поле для борьбы. Но нет. «Кубаньэнерго» ставит перед собой задачу побороть коммерческие потери, объём которых «великий халиф» РЭК (региональная энергетическая комиссия) дозволяет терять только 12-17%.
А что за зверь такой - коммерческие потери?
Если коротко, то это уровень халатности и безалаберности сетевой компании. Правда у сетевиков есть другое объяснение этому виду потерь: мол, это потреблённая, учтённая, но неоплаченная электроэнергия.
Чего проще, заставьте платить по счётчику и всё. Инструменты для этого государство дало. Но не тут то было.
Суммарный объём потерь составляет более 20%.
Неужели просто теряются эти киловатты? Нет, конечно! Киловатты теряются: в карманах различного уровня напряжений и должностей. Кто из нас не слышал о «левых» подключениях? Кто из нас не встречал трущихся возле абонентских отделов «решал» с предложением фиксированной цены 25-30 тысяч рублей за 5 кВт присоединенной мощности?
А бороться-то надо, ведь и прокуратура может проверить, а то и следственный комитет заинтересуется. Поэтому сетевая компания решает ужесточить учёт у простого нормального, рядового потребителя.
Составляя на него различного рода актики и выставляя пени. И это действительно нормальный потребитель. Он допускает контролёров к своему прибору учёта, и чувствует себя глубоко виноватым из-за несвоевременно оплаченных трёхсот киловатт.
И этот же потребитель, по факту, каждый пятый учтённый кВтч электроэнергии дарит сетевикам.
Нехорошая ситуация, но на помощь сетевикам в 2009 году спешит Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», позволяющий сетевой компании проводить установку новых приборов учёта и сетевого оборудования как энергосберегающие мероприятия, оплачиваемые, соответственно, государством.
Слова словами, теперь к фактам.
(Приведены данные, аналитика. Таблица 1)
Оговорюсь, что к отбору данных применил фильтр «сверхнормативные потери более 30%», то есть 20% - норматив и к нему ещё 30%. Грустная картинка, полтора десятка РРЭСов только за один год потеряли электроэнергии столько же, сколько за три месяца потребляет город с населением 40 тыс. жителей. Но ведь и это для кубаньэнерговцев не стало новостью, потому что в предыдущем 2011 году всего-навсего 6 районных распределительных электрических сетей (далее по тексту - РРЭС) потеряло почти в 4 раза больший объём электроэнергии, а точнее, более 58 млн. кВтч.
(Приведены данные, аналитика. Таблица 2)
При этом уровень субсидий в 2012-13 годах составил более 5 млрд. рублей. Куда делись эти миллионы киловатт и миллиарды рублей? Вопрос, хотелось бы верить, не риторический.
Идём дальше, в 2014 году контроль над «Кубаньэнерго» берут «Россети», которые перекрывают сладкий безадресный поток субсидий и предлагают разбираться с потерями на региональном уровне.
В руки «Кубаньэнерго» попадает инструмент под названием энергосервисный контракт.
Очень хороший и очень правильный инструмент. Суть его проста. Например, я являюсь владельцем какого-либо энергопотребляющего комплекса, содержание которого обходится мне крайне дорого, и я, исходя из своей природной лености, ничего не могу с этим сделать. Есть другая компания, которая приходит ко мне и говорит, что путём реализации некоторых мероприятий снизит мои расходы на содержание этого комплекса. Стоимость же самих мероприятий компания первоначально возьмёт на себя и компенсирует их из размера полученной мной экономии в течение 3-5 лет.
Вернёмся к потерям, как думаете, они стали меньше? На последнем Российском инвестиционном форуме в Сочи «Кубаньэнерго» выставлялись как практически пионеры по реализации энергосервисных контрактов в Краснодарском крае, при этом замалчивая тот факт, что «Кубаньэнерго» является лишь площадкой для энергосервисных контрактов, что энергосберегающие мероприятия предлагают и реализуют другие компании. Таким образом, «Кубаньэнерго» расписывается в невозможности содержать и обслуживать свой собственный сетевой комплекс, признавая что последние несколько лет все субсидии, полученные на федеральном и региональном уровне, были потрачены на что угодно, только не на дело.
Так может быть стоит подумать о том, чтобы отдать эксплуатацию Районных Распределительных электрических сетей компаниям, которые смогли реализовать энергосервисные контракты в этих же сетях, и не только не потерять, но и получить прибыль.
В одном из интервью, один из вице-губернаторов края сказал, что Краснодарский край не является энергодефицитным регионом, глядя через призмы потерь, я с ним полностью согласен, ведь такие потери может себе позволить только очень богатый край.
От преференций – к «комплаенсу».
Как любое акционерное общество создается в целях получения прибыли, так и «ПАО «Кубаньэнерго» стремится наряду с ростом капитализации увеличивать размер выплачиваемых акционерам дивидендов», - отмечено на официальном сайте компании.
Годы идут. Но, подход крупнейшей сетевой компании к собственным потерям, судя по объявлениям об энергосервисных контрактах на открытых электронных площадках, не изменился. Что это, как не расписка о несостоятельности…
Оправданием стала иллюзия борьбы. Государство поддержит, если правильно показать и возглавить поход «за энергосбережением». Главное - не дать подумать и осмотреться, не дать возможность задать простые вопросы.
Почему год от года тариф растёт при стабильном курсе рубля?
Почему потребитель не может увидеть составляющие тарифа на электроэнергию?
Когда Региональная Энергетическая Комиссия, утверждая тарифы на передачу электроэнергии для населения, начнёт отчитываться за свои действия (не совсем понятные) перед этим же населением, – перед нами? Пока, по крайней мере, в принимаемых РЭКом решениях об увеличении тарифов, видна только забота о поддержании уровня прибыли естественного монополиста.
Статья предлагается читателям без изменений и является материалом, отражающим точку зрения автора.
«Технограф»©