Единое экономическое пространство Российской Федерации и разница в стоимости энерготарифов – несовместимы. Такое мнение высказал член регионального штаба Общероссийского народного фронта, эксперт Промышленного комитета ОНФ Сергей Кухтуеков. По его словам, высокая стоимость электроэнергии напрямую влияет на себестоимость продукта или услуги. Стоимость ЖКХ также существенно выше в регионах с высокими тарифами на электроэнергию, и это оказывает дополнительный мультипликативный эффект на увеличение себестоимости продуктов и услуг.
«При участии в госзакупках основным критерием выбора поставщика является цена. Возможность снижения цены напрямую зависит от себестоимости. При проведении аукциона наступает момент, когда компания из «дорогого» региона достигает порога рентабельности и выходит из торгов. А компании из «дешевых» регионов одерживают победу. Такими методами с рынка выводятся компании из регионов с высокой стоимостью электроэнергии. И повлиять на этот процесс участники рынка не имеют возможности», – отметил Сергей Кухтуеков.
Эксперт ОНФ напомнил, что Российская Федерация разделена административными границами на 85 субъектов. Изначально административное деление в рамках единого государства и экономического пространства призвано улучшать управляемость, деловой и социальный климат российских субъектов, считает Кухтуеков.
«Когда электромагнитное поле, выработанное на любой электростанции страны, пересекает административную границу региона и становится существенно дороже, нарушается принцип справедливой конкуренции.
Инвесторы рассматривают регионы с высокой стоимостью электроэнергии в лучшем случае как сырьевые. В итоге единая страна делится на регионы, из которых вывозится только сырье, и регионы, где велика доля глубокой переработки», рассказал член регионального штаба ОНФ Сергей Кухтуеков.
Основной причиной происходящего, по его мнению, является разделение единой сетевой инфраструктуры на компоненты субъектов Федерации. В некоторых регионах России значительная численность населения и его доля в объеме потребления по отношению к коммерческому потреблению, как правило, приводит к росту тарифа. Второй причиной происходящего является принцип «перекрестного субсидирования», рожденный во времена слабой конкуренции и высокой рентабельности.
«Эти времена канули в Лету, а дискриминация по отношению к бизнесу осталась. В итоге многие регионы лишены шанса на развитие. Это не так заметно на фоне субсидирования большинства субъектов РФ. Но по мере оздоровления федеративных отношений искусственные барьеры в виде разных тарифов на электроэнергию поставят это вопрос в полный рост. «Одна страна – одна цена, только так определение про единое экономическое пространство наполнится реальным содержанием», – заключил Кухтуеков.