Андрей Лебедев генеральный директор ГК «Крикунов и Партнеры»: «Это качественный и проработанный документ. Но он должен принципиально измениться и перестать носить только рекомендательный характер»
Проект энергетической стратегии России на период до 2035 года как отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации по своей сути не является нормативным правовым актом и не содержит конкретных поручений органам исполнительной власти о разработке проектов необходимых нормативных правовых актов, требований к их содержанию и сроков разработки.
Вместе с тем, отраслевые задачи, определенные проектом стратегии, и направления их решения предполагают как внесение масштабных изменений в действующее законодательство, так и принятие новых нормативных правовых актов в области тарифного регулирования, технического регулирования, налогообложения, налогового и нормативного стимулирования, защиты конкуренции.
Например, проектом стратегии предусмотрены меры по:
- приведению нормативных требований к организациям угольной отрасли в сфере охраны окружающей среды в соответствие с мировыми стандартами;
- налоговому стимулированию и нормативному регулированию энергетической эффективности и энергосбережения;
- налоговое и нормативное стимулирование использования компаниями наилучших доступных технологий;
- совершенствование законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере государственных закупок, закупок организаций с государственным участием с целью создания условий для реализации проектов в области энергосбережения и приобретения энергоэффективного оборудования;
- гармонизация норм российского и международного экологического законодательства;
- совершенствование механизмов антимонопольного контроля энергетических рынков.
Однако, без утвержденной так называемой «дорожной карты» с указанием конкретных мероприятий, требований к их результатам, сроков выполнения и ответственных органов исполнительной власти, меры предусмотренные проектом стратегии, являются ничем иным как списком пожеланий, не создающим правовых последствий. Таким образом, проект стратегии, по большей части, носит декларативный характер и не устанавливает каких-либо правовых последствий ни для органов исполнительной власти ни для представителей бизнеса.
В связи с этим, думаю, что целесообразно внести изменения в проект стратегии, в соответствии с которыми будет утвержден план по реализации поставленных задач с указанием сроков их выполнения и ответственных органов исполнительной власти.