Электроэнергетика застряла между Excel и MES.
Положение электростанций в иерархии степеней автоматизации расчётов ТЭП обязательно должно рассматриваться с двух позиций: непосредственно уровень автоматизации и размер прибыли, получаемый от этой автоматизации. Но если уровень автоматизации электростанций находится где-то между MS Excel (электронная таблица) и MES-Системой (Manufacturing Execution System, производственная исполнительная система), то размер прибыли на всех электростанциях находится просто на уровне MS Excel, т.е. абсолютно нулевой. В данном случае MS Excel соответствует самому низшему допотопному уровню автоматизации, а MES имеет наивысший и приоритетный уровень, до которого не доросла пока ещё ни одна электростанция в России.
Таким образом, электроэнергетика как бы стоит на раскоряку, т.е. одной ногой, в части уровня автоматизации, она немного уходит от MS Excel, но другая нога, в части прибыли, продолжает топтаться на уровне MS Excel. И чем дальше одна нога удаляется от другой, тем больше неустойчивости в этой дурацкой позе. Смешно и грустно это наблюдать со стороны. Казалось бы, чего проще, переместиться сразу обеими ногами на уровень MES, и, пожалуйста, устойчивость достигнута.
Здесь вам и наивысший уровень автоматизации со всеми прелестями MES: лёгкая адаптация, высокая скорость расчётов, оптимизация ресурсов, оперативная аналитика, интеллектуальные возможности. Но здесь ещё и достойная ежегодная прибыль в 300 миллионов рублей в среднем по каждой тепловой электростанции за счёт полной ликвидации 10% перерасхода топлива, о котором сейчас даже никто и не подозревает.
В чём же причина такой отсталости и недальновидности? Да всё очень просто. Менеджмент Генерирующих компаний, отвечающий за IT, очень хорошо усвоил принципы системотехники, но ничего не понял в вопросах экономики, т.к. до реорганизации электроэнергетики она ему была просто не нужна. Но сейчас то пора бы и одуматься и перестать впихивать в электростанции системы, не приносящие прибыль.
Абсолютно понятно, что просто внедрение MES-Системы никакой прибыли не принесёт. Для этого должно быть внедрение именно и только Технологии на базе Smart-MES. Технология же подразумевает, что сама электростанция обязательно желает иметь прибыль и с самого начала сама активно участвует во внедрении Системы, имея при этом, естественно, двойную нагрузку, т.к. необходимо одновременно эксплуатировать старые методы расчёта ТЭП и осваивать и продвигать новые.
Был у нас плачевный опыт на Тюменской ТЭЦ-1, когда после второго этапа по адаптации отдельных задач, нами было предложено группе учёта ПТО протестировать эти задачи, пока они не завязаны в Систему. На что руководство ПТО нам заявило, что будет проверять всю Систему только в целом. В этом проявилось абсолютное нежелание электростанции заранее «пощупать» Программу.
Когда же вся Система была готова, и было проведено тестирование и обучение, то оказалось, что самостоятельно девочкам из ПТО поработать с Системой времени не осталось, так как сроки по договору подошли к завершению. На наше же предложение о продлении договора с целью отработки всех ситуаций, со стороны руководства ПТО последовал отказ. В этом проявилось полнейшее равнодушие и безграмотность руководства ПТО, учитывая, что нам были предоставлены неверные нормативные графики, и что значения входных сигналов были далеки от номинала.
При данном подходе электростанции к внедрению автоматизации расчётов ТЭП не то что, естественно, не будет прибыли, но и сама мощная Система получается элементарно не работающей. Тогда спрашивается, зачем всё это затевать? Но электростанция себя виновной не считает.
Правильное же внедрение должно быть не формальным, а совместным творческим процессом. Если же электростанция желает иметь прибыль в 300 миллионов рублей от внедрения Smart-MES, то для плодотворного этого внедрения должны быть предоставлены электростанцией все благоприятные условия: достойная сумма договора, удобные условия проживания, квалифицированные сотрудники, рекламная кампания. Если Исполнитель готов вложить весь свой опыт и творческий потенциал во благо электростанции, то Заказчик должен быть готов это всё принять и по достоинству оценить.
Был у нас ещё такой случай в Норильском ТЭК, когда внедрение Программы расчёта ТЭП осуществлялось одновременно на трёх ТЭЦ в одном регионе. Казалось бы, чего проще выделить для этой цели автомобиль, ведь ЭНЕРГО должно быть заинтересовано в быстром и успешном внедрении. Но нет. И львиная доля времени бездарно уходила на межгородской транспорт. В итоге договорные обязательства формально были выполнены, но электростанциям от этого не легче.
Много лет назад, когда я работал в атомной электроэнергетике, и мы внедряли Системы для энергоблоков, то АЭС фактически обеспечивала нас абсолютно всем. Естественно, сейчас другое время. Но важно понять одно, что при внедрении сложнейших Технологий Исполнитель и Заказчик должны взаимодействовать, как единый организм. Только тогда будет успешным внедрение не только Программы для расчёта ТЭП, но и будет под силу замахнуться на Smart-MES и иметь прибыль в 10 миллиардов рублей.