Рентабельность электростанций можно увеличить вдвое.
Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты. При внедрении же Беззатратной Технологии экономии топлива электростанций на Системе Smart-MES общие затраты практически не изменяются, но зато прибыль увеличивается в два раза за счёт полной ликвидации 10%-го перерасхода топлива. Таким образом, и рентабельность электростанций, естественно, увеличивается вдвое.
Этому очевидному факту можно верить или не верить, но неоспоримо одно, что никто и никогда точно не рассчитывал фактический перерасход топлива, т.к. это возможно только с помощью Системы Smart-MES, используя интегральные методы исчисления площади динамического процесса. В настоящее же время те цифры о перерасходе или о мнимой экономии топлива, которые присутствуют в месячных отчётах тепловых электростанций, настолько далеки от истины, что просто удивляешься, куда же смотрит менеджмент Генерирующих компаний, допуская такую небрежность в рыночных условиях, при этом вдвое сокращая себе прибыль.
Здесь для удвоения прибыли с помощью Системы Smart-MES обязательно следует учитывать три момента: правильное выявление факта перерасхода топлива в реальном времени, оперативное устранение этого перерасхода и точное прогнозирование закупок топлива. Если первый и третий моменты полностью являются прерогативой Системы Smart-MES, то второй в большей степени уже зависит от эксплуатационного персонала, которому непременно будут предоставлены инструментальные средства Системы для правильного принятия решений. Но человеческий фактор всё равно остаётся. Если же мониторинг на БЩУ предоставляет всю оперативную информацию о текущем перерасходе топлива и есть советующие варианты по загрузке оборудования, а также мощный премиальный стимул, то успех неминуем.
Но совершенно ясно одно, что без получасовых расчётов фактических и нормативных ТЭП, а, следовательно, и без текущего учёта перерасхода топлива, абсолютно ничего не получится для увеличения энергоэффективности электростанций, не говоря уже и о каком-нибудь увеличении её рентабельности.
Сегодняшнее состояние производства электроэнергии и тепла на электростанциях без Системы Smart-MES сродни автозаводу без главного конвейера. Управлять в настоящее время электростанцией по режимным картам оборудования такая же профанация, как вычисление энтальпии воды и пара по таблицам Вуколовича [25]. Казалось бы, всё есть: и АСУТП, и АСУП, но нет главного – управления производством продукции, для чего и предназначена Система Smart-MES.
Любое качественное управление обязательно подразумевает наличие оперативной обратной связи. Так для электростанции при выработке электроэнергии и тепла согласно графику поставки такой обратной связью является текущая информация по перерасходу топлива. Но этого традиционно нет ни на одной тепловой электростанции. Тогда о каком же качественном управлении вообще можно говорить? И что это: просчёты отраслевых институтов или полнейшее их невежество в вопросах управления?
Один специалист с электростанции прямо заявил: как же нам оперативно «дёргать» 10-и тонную раскочегаренную махину (котёл)? И на самом деле, как же ею можно управлять вслепую-то? Вот и сжигается бесконтрольно и бесполезно лишнее топливо, что по России эквивалентно 100 миллиардам рублей. Но ведь это потенциальная прибыль Генерирующих компаний.
А теперь представьте, что на БЩУ в соответствии с графиком поставки электроэнергии и тепла с учётом текущих их потребностей на экран монитора выводится полная картина по оптимальной загрузке оборудования и с текущей аналитикой по перерасходу топлива. Эксплуатационный персонал принимает решения и постоянно видит оперативную картину не только по электроэнергии и теплу, но и по перерасходу топлива. Это и есть качественное управление с обратной связью, которое к тому же регулируется и достойными премиальными.
Современная же философия функционирования электростанций основана на полной безответственности за огромный перерасход топлива по той лишь причине, что этого перерасхода фактически никто и никогда даже не щупал и щупать не желает. Этот же не выявляемый перерасход элементарно с помощью подгонок и беззастенчиво замалчивается на всех уровнях. Почему? Видимо безоблачность подобного существования пока перевешивает возможную прибыль Генерирующих компаний.
Но ведь есть ещё и интересы общества в снижении роста тарифов на электроэнергию и тепло. А это очень сильное ограничение, которое необходимо учитывать при непременном постоянном росте стоимости топлива. К тому же существующий энергоаудит настолько формален и бестолков, раз довольствуется неверными данными с электростанций о перерасходе топлива. Но основная задача энергоаудита это наметить пути по увеличению энергоэффективности тепловых электростанций. Но когда 10%-й перерасход топлива на всех электростанциях элементарно игнорируется, то роль этого энергоаудита видимо просто сводится к кормушке для кумовьёв.
Роль Системы Smart-MES для автоматизации управления производством продукции можно естественно игнорировать. Но сколько это продлиться? Ведь в итоге от неё всё равно никуда не уйти. Как непременно придётся расстаться и с допотопным MS Excel, на котором сейчас осуществляются расчёты ТЭП в ПТО электростанций.