Лучшей иллюстрацией к слову «потрясение», чем нефтегазовая отрасль в ее нынешнем состоянии, и не придумаешь. Падение цен больше чем на 50% с июня 2014 г. ввергло этот сектор в штопор, став главной темой в повестке дня руководства отрасли.
В отчете об организованном недавно компанией Cisco исследовании «нестабильность цен на энергоносители» названа внешним рыночным фактором, вызывающим наибольшую озабоченность отрасли. Вместе с тем в этом отчете под названием A New Reality for Oil & Gas: Complex Market Dynamics Create Urgent Need for Digital Transformation («Новая реальность для нефтегазовой отрасли: сложная динамика рынка требует неотложных мер по цифровой трансформации») утверждается, что отрасль готова к преобразованиям на основе Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything [IoE]).
В прошлом нефтегазовые компании боролись с падением цен на топливо путем кратковременного сокращения издержек, что помогало им пережить кризис. Сегодня все по-другому. Прежде всего, не похоже, что цены в скором времени вернутся на прежний уровень. Спрос сократился, тогда как новые промышленные технологии повышают эффективность добычи, способствуя наращиванию объемов производства и долговременному удержанию цен на низком уровне. Теперь нефтегазовому бизнесу недостаточно сокращать просто издержки — необходимо менять операционные модели с помощью цифровой трансформации.
В ходе исследования, проводившегося в 14 странах, мы задавали руководителям, консультантам и аналитикам нефтегазовой индустрии вопросы по поводу проблем, перспектив и приоритетов отрасли. Все эти эксперты считают получение информации на основе имеющихся данных ключом к повышению операционной эффективности, а аналитику данных — первостепенным фактором ускоренного принятия решений и улучшения их качества.
В ходе исследования были выявлены три главных бизнес-преимущества IoE-технологий: ускорение решения проблем, улучшение контроля процессов и повышение безопасности труда. Главными же операционными преимуществами внедрения Всеобъемлющего Интернета названы повышение эффективности производства, сокращение времени простоев и оптимизация производительности оборудования.
В целом нефтегазовая отрасль уже какое-то время «цифровизуется». Но реальная трансформация требует внедрения Всеобъемлющего Интернета, т.е. сетевого соединения людей, процессов, данных и объектов, во всей цепочке создания стоимости. Инновационные компании уже используют бурлящий рынок как опору для получения конкурентных преимуществ, внедряя новые IoE-технологии.
Чтобы реализовать эти преимущества, нефтегазовым компаниям следует теснее объединить функции информационных и операционных технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения качества информации и принимаемых на ее основе решений, сокращения издержек, уменьшения рисков и сокращения сроков реализации проектов. Пока же 59% респондентов не назвали бы стратегии своих компаний в отношении информационных и операционных технологий скоординированными.
IoE-трансформация способна не только значительно улучшить баланс нефтегазовых компаний, но и принести пользу всей мировой экономике. Согласно анализу, сделанному консалтинговым подразделением Cisco (Cisco Consulting Services), благодаря преобразованию бизнес-процессов с применением Всеобъемлющего Интернета в период с 2016 по 2025 гг. нефтегазовый бизнес может получить 600 млрд долларов потенциальной выгоды. Эта цифра складывается, главным образом, из повышения эффективности ресурсов, процессов и поставок, а также производительности труда и сокращения капиталовложений. Для нефтегазовой компании с оборотом 50 млрд долларов это обернется ежегодным наращиванием чистой операционной прибыли (EBIT) на 11%, т.е. потенциальным увеличением годовой прибыли на 538 млн долларов.
Учитывая вышесказанное, подразделение Cisco Consulting Services и Oxford Economics провели совместное исследование потенциального макроэкономического эффекта внедрения Всеобъемлющего Интернета в нефтегазовой отрасли в следующем десятилетии, т.е. в период 2016-2025 гг.
Как показано на этой инфографике, по прогнозам Oxford Economics, к концу 2025 г. в результате ускоренного внедрения Всеобъемлющего Интернета в нефтегазовой отрасли реальный мировой ВВП (т.е. с поправкой на инфляцию) может вырасти на 0,5-0,8%, т.е. на 552-816 млрд долларов.
Разумеется, все это зависит от повсеместной цифровой трансформации технологических процессов и бизнес-моделей — от нефтяного месторождения до штаб-квартиры. Для этого необходимо, чтобы нефтегазовые компании с помощью Всеобъемлющего Интернета становились все более информированными, прогнозируемыми и маневренными. Это позволит им ускорить инновации и достичь желаемых бизнес-результатов.