По данным «Теплоэнерго», 70% задолженности приходится на население, 18% - долги бюджетных организаций, 12% - коммерческих компаний.
Финансовый директор «Теплоэнерго» Рамиль Галимуллин оценивает ситуацию с долгами, как сложную, но уточняет, что запас прочности, наработанный годами, у предприятия все же есть. За счет него предприятие в штатном режиме заканчивает сезон и без резких движений входит в летнюю ремонтную кампанию.
Кассовый надрыв
Должники были всегда, но не в таком масштабе, - пояснили в «Теплоэнерго». Кризис неплатежей в ЖКХ начался накануне 2015 года, когда, запасаясь впрок предметами быта – телевизорами и холодильниками по старым ценам - потребители забыли о счетах за коммуналку.
Стандартно ежегодный кассовый разрыв составлял около 300 млн руб. Это плановая ситуация - годовая стоимость тепла равномерно распределена по месяцам, а потребляют жители в холодные месяцы больше, чем оплачивают.
До нынешнего года теплоснабжающие компании закрывали разрыв банковскими кредитами. Это было возможно, несмотря на то, что банки традиционно неохотно финансируют сферу ЖКХ. Этой зимой ситуация усугубилась. Ставки по кредитам повысились до 20% годовых, и компенсировать затраты за счет заемных средств стало практически невозможно.
Ситуацию усугубляет несовершенство российского законодательства. Решение по тарифам на 2015 год, с учетом их ежегодного изменения 1 июля, принималось еще в условиях прежнего экономического сценария. Сегодня деньги подорожали вдвое, а учтены в тарифах они будут только в 2016 году. Таким образом, восполнить затраты получится лишь через год с лишним. Сюда же прибавим и естественный для нынешних условий рост цен на материалы и комплектующие - насосы, котлы, задвижки.
Напряженность в отношениях
Компании, взаимодействующие с поставщиками газа, в условиях серьезных неплатежей, повышения ставок по кредитам оказались в жестких условиях.
«Теплоэнерго» должно поставщикам газа 700 млн руб, что на фоне 2 млрд. руб.долга от потребителей мегаполиса вообще не кажется критичной величиной. «С одной стороны, баланс вроде бы положительный, нам есть, чем рассчитываться, - говорит Галимуллин. - С другой стороны, мы не можем удовлетворить обязательства перед поставщиками в полном объеме, в том числе, ввиду невозможности одномоментно получить долги с потребителей. Это вносит серьезную напряженность в наших отношениях».
Модернизация отменяется
С одной стороны – кризис неплатежей, с другой – финансовые обязательства перед поставщиками ресурсов. На финансирование модернизацию оборудования возможностей не хватает.
Все помнят, насколько гладко минувшей осенью прошел процесс старта отопительного сезона. А это, в том числе, результат масштабных работ по ремонту и модернизации, выполненных летом 2014 года, рекордного по объемам вложений в обновление теплоэнергетического хозяйства.
Делать прогнозы, как город встретит холода в 2015 году, сложно, поскольку сегодня в «Теплоэнерго» говорят о сворачивании инвестиционных программ. Понятно, что начатый, к примеру, капитальный ремонт котельной, не остановишь – дешевле достроить, чем заморозить. Теплотрассы с высокой повреждаемостью, ремонтироваться тоже обещают. А с возведением новых объектов теперь придется повременить.
Платежеспособность не причем
При всем при этом на фоне других города Нижний Новгород пока выглядит относительно благополучно. Например, в соседнем Дзержинске при населении в 250 тыс. человек долг потребителей за отопление и горячую воду превысил 1 млрд руб.
В других регионах России тоже масса вопиющих примеров. Так, задолженность потребителей перед теплоснабжающими предприятиями в Пермском крае на начало года составила 7,4 млрд руб. Больше половины этого долга приходится на недобросовестные управляющие компании и прочие организации-посредники, которые собирают деньги с потребителей и удерживают средства в своем пользовании.
В Саратове общая сумма долга за отопление на 1 марта составила 5 млрд руб. Предупреждение об отключении тепловой энергии уже получили 150 потребителей.
В Нижневартовске, где тема долгов также стоит остро, пошли дальше. К марту коммунальные службы города в общей сложности недополучили более 600 млн руб. Основная часть – долг за тепло. Глава администрации Нижневартовска Алла Бадина дала распоряжение провести ревизию муниципального жилого фонда и вновь начать переселять граждан, накопивших долги за услуги ЖКХ, в менее благоустроенные квартиры.
По оценке Галимуллина, во многих городах низкая собираемость действительно может зависеть даже не от платежеспособности или ответственности населения, а от того, насколько добросовестными оказываются управляющие компании, на счета которых приходят средства граждан.
«Нижний Новгород все-таки отличается здесь в лучшую сторону, потому что городские управляющие компании – преимущественно, квалифицированные ответственные организации, не нацеленные на срыв деньги населения за короткий срок и исчезновение с рынка. Кроме того, у нас в городе успешно работает система расщепления платежей на уровне сборщиков», - пояснил он.
В любом случае оплачивать услуги коммунальщиков на деле выгоднее, чем, становясь должником, получать судебные иски и нести дополнительные затраты по решению суда.
В случае с Нижним Новгородом это еще и может привести к прибыли. Например, то же «Теплоэнерго» поощряет добросовестных плательщиков. С декабря 2014 года компания проводит акцию «Запускай Генератор тепла, оплачивая услуги вовремя». Среди тех, кто оплатил услуги компании до 10 числа месяца, ежеквартально разыгрываются денежные сертификаты номиналом от 1 до 30 тыс. руб., которыми победитель впоследствии сможет рассчитываться за услуги «Теплоэнерго».
Потребители, соблюдающие режим добросовестного плательщика в течение года, смогут принять участие в розыгрыше «Теплого дома» - реального жилья. Его параметры в компании пока держат в тайне. Приз ощутимый, но даже без такого стимула понятно, что экономическая волна, в которую попали все россияне, рано или поздно, уляжется и «на плаву» останутся те, кто грамотно расходовал собственные средства во время финансового шторма.