В настоящее время в научном мире полностью отсутствует теория предупреждения аварийных ситуаций на электростанциях, которая бы строго указывала, когда электростанцию можно эксплуатировать, а когда нет. Например, если электростанция выработала ресурс 50%, то и эксплуатировать её можно, загружая любое оборудование не более, чем на 50%. Но оборудование ремонтируется, заменяются трубопроводы, что приводит к огромной разношёрстности степеней износа отдельных участков электростанции, за которыми без системы Smart-MES уже следить не возможно.
Но на электростанциях работает огромное число персонала, которые никак не защищены от возможной аварии. Ведь, когда вы входите в промышленное здание электростанции, то обязательно надеваете каску. Это называется техникой безопасности. А вот то, что электростанция элементарно в любой момент просто может взлететь на воздух при аварии с огромными человеческими жертвами, это почему-то руководство Генерирующих компаний и «Росатом» совсем не желают нейтрализовать внедрением Smart-MES. Это уже преступление. Если руководство Генерирующих компаний не дорожит своими капиталами – это его дело, но наплевательски относиться к безопасности рабочих – это не позволительно и при аварии будет строго караться.
Между тем на форуме один пользователь заявил следующее:
«Во-первых, на ТЭЦ, на ГРЭС и на АЭС есть системы управления, которые должны при возникновении опасности аварии попытаться предотвратить аварию, включив резервное оборудование, и переключив регуляторы в противоаварийные режимы. Во-вторых, есть системы ПАЗ (противоаварийная защита), которые при возникновении аварии должны безопасно остановить оборудование, а система управления должна перераспределить нагрузки между оборудованием, не дав тем самым развиваться аварии. Только эти системы могут защитить персонал и оборудование».
Тогда возникает законный вопрос, откуда же эти аварии берутся, если и так всё безопасно устроено на электростанциях? Вот, что я нашёл в Интернете:
1) За время эксплуатации блока БН-600 на Белоярской АЭС было выявлено 12 межконтурных неплотностей, произошло 27 течей, пять из них на системах с радиоактивным натрием, 14 сопровождались горением натрия, пять были вызваны неправильным ведением ремонтных работ или операциями ввода/вывода в ремонт. Аварийные ситуации были в следующие годы: 1987, 1992, 1993, 1994, 1995, 1999, 2000, 2007, 2008.
2) 9 декабря 2010 около двенадцати часов дня в турбинном отделении Западно-Сибирской ТЭЦ произошёл порыв паропровода. Давление нарастало, стенки трубы не выдержали и произошёл резкий выброс пара. Работник Валерий Новиков, который контролировал запуск системы, в результате аварии получил ожоги практически 97 процентов тела и на следующий после госпитализации день скончался в больнице. Сразу после аварии проверку начал Ростехнадзор и прокуратура. А после смерти потерпевшего материалы передали в следственный отдел.
3) Крупная авария произошла на ТЭЦ Новокузнецка. В один момент из строя вышли сразу все 11 котлов. В квартирах 150 000 людей и в 11 соцобъектах резко упала температура. Температура воздуха держится на отметке -30 градусов.
4) 17-10-2012 в 6 часов 37 минут утра на Тюменской ТЭЦ №2 произошла нештатная ситуация. Во время проведения плановых работ на объекте неправильно сработал один из переключателей, в связи с чем, подлежащее ремонту оборудование обесточилось не штатно. В результате после срабатывания автоматической защиты на ТЭЦ отключились энергоблоки номер 2, 3 и 4. С целью обеспечения сохранности отключившихся энергоблоков автоматически из котлов был сброшен пар, что сопровождалось громким звуком.
5) На Благовещенской ТЭЦ произошла неофициальная авария. Руководство предприятия не подтверждало факт поломки оборудования на ТЭЦ. Однако проверяющие установили, что 9 октября 2012 около 14 часов дня на ТЭЦ, действительно, произошла разладка оборудования – из-за коррозии был повреждён участок трубопровода.
А ведь эти все аварии можно было бы избежать, если бы своевременно была установлена система предупреждения аварийных ситуаций Smart-MES.
Много систем предупреждения аварий не бывает. Лучше больше, чем меньше!!! В любом случае при аварии обязательно найдутся промахи, и Руководитель непременно окажется виновным.
В Интернете опубликована Статья «На объектах ТГК-11 в Томске внедрена новейшая система безопасности». В ней сказано, что Томский филиал ТГК-11 первым в регионе внедрил комплексную автоматизированную информационно-управляющую систему безопасности «Каиус-безопасность». Система позволяет анализировать уязвимость объектов томской энергосистемы - ГРЭС-2 и ТЭЦ-3, а также оценивать эффективность существующей на них системы физической защиты. Автоматизированная система «Каиус - безопасность» включает в себя блоки «Антитеррор и физическая защита», а также «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».
Получается, что у электростанции есть два Врага, которые могут инициировать Аварию: внешний и внутренний, где внешний Враг – Террорист и внутренний Враг – Халатность, Сбой, Износ. И что же мы видим из этой неприглядной картины, что внутренних Врагов гораздо больше, а деньги вбухиваются для защиты от мнимого внешнего Врага. Где же логика в этом «шапкозакидательстве»? Вероятность нападения внешнего Врага на несколько порядков меньше активизации внутреннего Врага. Да и нельзя утверждать, что последствия Аварии от внешнего Врага значимее, чем от внутреннего. По крайней мере, Аварии при оживлении внутреннего Врага в России случаются часто, а вот о нападении внешнего Врага пока не слышно, т.к. для этого создаются заградительные кордоны из ОМОН.
Допустим, Террорист со взрывчаткой на поясе проник на электростанцию и взорвался там, нанеся огромные повреждения. Но эти же повреждения в любой момент могут возникнуть и от Халатности, и от Сбоя, и от Износа. Так же и сброшенная бомба с самолёта не страшнее Чернобыля, Авария на которой произошла далеко не от действия Террориста.
Если уж кому-то и понадобится взорвать электростанцию, так зачем же рисковать собой, для этого спокойно можно устроиться на работу, войти в доверие и повернуть в нужный момент пару «рычагов». А это уже будет Авария не от Террориста, а от Халатности и Сбоя. И выявить её, и предупредить данную Аварийную Ситуацию легко сможет именно система Smart-MES.
Поэтому защита от Аварии в первую очередь должна быть именно от Халатности – человеческий фактор, от Сбоя – самопроизвольное срабатывание автоматики, от Износа – воздействие агрессивной среды. И эта защита должна быть в реальном времени с возможностью постоянной оперативной модернизации этой защиты.
Но есть ещё один скрытый фактор, который также может привести к Аварии – это огромный Перерасход топлива на тепловых электростанциях в ночные часы, который вызван «слепотой» эксплуатационного персонала, т.к. абсолютно на всех 300 электростанциях отсутствует оперативный учёт этого Перерасхода. Естественно, не сам этот Перерасход создаёт Аварийную Ситуацию, а стремление оперативного персонала в темноте сбалансировать подачу топлива в котлы и выработку турбоагрегатами электроэнергии. А любые переходные процессы без обратной связи, которую предоставляет Smart-MES, чреваты ошибками. Но по теории вероятности с увеличением числа ошибок увеличивается и вероятность Аварии.
На форуме профессионалов на мою статью «Авария - это результат Игры Человека с Природой» были следующие высказывания:
«Аварии происходят, потому что человек отрывается от природы, теряет нюх и страх, задирает нос высоко, считает, что он схватил бога за бороду. С природой надо дружить и сотрудничать, а не воевать».
«Самоорганизующаяся критичность есть следствие системного закона - увеличения энтропии. Остановить нарастание хаоса системы можно лишь введением негэнтропии (Информации). Это природный закон и рассматривать Природу, как врага, кажется спорным. Хотя именно при таком рассмотрении и возникает ложное убеждение в создании сверхпрочной надёжности. И появляются саморазваливающиеся мосты и мгновенно-тонущие Титаники».
Но весь парадокс сегодняшнего дня в том, что Генерирующие компании и «Росатом» категорически не желают признавать необходимость в оперативном предупреждении Аварийных Ситуаций на электростанциях от Халатности, от Сбоя, от Износа, но не желают и иметь огромную дополнительную Прибыль от экономии топлива с помощью Беззатратной технологии на системе Smart-MES.
Таким образом, пока обширно процветает «шапкозакидательство» и при автоматизации расчётов ТЭП, и при предупреждении Аварий на электростанциях.
Тепловая и атомная электростанция является сложной динамической человеко-машинной производственной системой. В данном случае, с точки зрения неисправности электростанции следует рассматривать именно совокупность эксплуатационного персонала и оборудования. Любая неисправность электростанции характеризуется отклонением производства от нормального, а, следовательно, финансовыми потерями. Нормальное производство регламентируется отраслевыми стандартами.
Но как следует характеризовать производство, если именно в стандартах допущена ошибка, а производство осуществляется по этому неверному стандарту? Безусловно, это также скрытая неисправность, которая неминуемо ведёт к большим финансовым потерям.
Есть два вида неисправностей электростанций: с одними возможна дальнейшая эксплуатация, но с худшими характеристиками, а с другими не возможна. Например, у автомобиля отвалился бампер. Это – неисправность, но ездить то можно.
А если у автомобиля постоянно где-то что-то бесконтрольно утекает? И водитель не то, что не замечает, а даже, когда ему тычут пальцем, адекватно не реагирует на эту неисправность. Что это халатность или, пардон, тупость? Ведь в конечном итоге эта невинная неисправность может привести и к аварии.
Но на всех тепловых электростанциях постоянно бесконтрольно утекает топливо в виде его перерасхода. Вы скажете, что аварий-то не происходит. Ну, возможно мы неверно рассчитываем этот самый перерасход. Ну и что? Тогда, почему же эти аварии всё же бывают? Естественно, напрямую это не зависит от перерасхода топлива, но причина то одна. Это – халатность.
В данном случае аварии на электростанциях возникают по халатности эксплуатационного персонала и из-за поломки оборудования, которая также является следствием халатности, а вот большой постоянный перерасход топлива это уже скорее халатность менеджмента генерирующих компаний, т.к. он не принимает мер по устранению перерасхода. И огромные финансовые потери от этой самой халатности несут именно акционеры этих компаний.
Особенно страшна неуправляемая и неконтролируемая халатность. Но ведь это всё легко исправить. Для этого просто необходимо эту самую халатность элементарно контролировать в реальном времени с помощью системы управления производством Smart-MES. Это полезно и для ликвидации перерасхода топлива, и для предупреждения аварий.
А сейчас снова перейдём к неисправностям. В данном случае существует две задачи: обнаружить и устранить. Для быстрого обнаружения неисправности требуется особая квалификация, а для устранения – это уже дело техники. Применительно же к перерасходу топлива это также справедливо. Гораздо сложнее выявить в реальном времени текущий перерасход, а вот, что касается его ликвидации, то это скорее техническая, легко решаемая, проблема, безусловно, учитывая наличие его оперативный мониторинг.
В стандартах по расчёту перерасхода топлива предусматривается месячный расчёт фактических и нормативных ТЭП (технико-экономические показатели) по накопленным за месяц исходным данным. Вот в этом-то и заключается грубейшая ошибка. Расчёты как всех ТЭП, так и перерасхода топлива должны производиться только на минутных интервалах из-за нелинейности нормативных графиков, а месячные ТЭП должны получаться только накоплением из минутных.
Казалось бы, какая мелочь! Ну, будет небольшое расхождение, что из этого? Но это расхождение соответствует более 10% перерасхода топлива и не только из-за точности расчёта, а его подогнать просто невозможно. К тому же, при минутных расчётах вся динамика работы электростанции в разрезе любого расчётного ТЭП, включая и перерасход топлива, как на ладони.
В настоящее же время ни на одной тепловой электростанции никто точно не знает, да и не стремится знать фактический перерасход топлива. А это – в среднем 300 миллионов рублей ежегодных убытков на каждой электростанции.
Но если генерирующие компании терпят огромные финансовые потери по причине неконтролируемого перерасхода топлива, то это может происходить только из-за виртуальной неисправности электростанций. Хотя наличие этого перерасхода топлива вызвано абсолютной «слепотой» эксплуатационного персонала. Но всё равно – если есть финансовые убытки, следовательно, электростанция неисправна и ей требуется срочный ремонт, хотя работать она, естественно, может и с бесконтрольно утекающим топливом.
Ни один нормальный человек не будет спокойно наблюдать, как его деньги будут безжалостно гореть. Он постарается всё сделать, чтоб хоть что-то сохранить. Но это естественная реакция именно нормального человека. Почему же Генерирующие компании спокойно наблюдают и даже не шевельнутся, чтоб сохранить свою прибыль, которая безвозвратно сгорает в результате неконтролируемого перерасхода топлива и вследствие возможной аварии? Заподозрить, что в руководстве Генерирующих компаний все являются ненормальными – нельзя, и даже наоборот, именно все глубоко нормальные. Но тогда, что это?
А это - абсолютное равнодушие к своим деньгам из-за того, что они слишком легко достаются, что даже их возможное двукратное увеличение не вызывает желание их беззатратно заиметь. Вот и сгорает дополнительная прибыль синим пламенем и ярким светом. А в это время персонал электростанций страдает из-за низкой зарплаты и отсутствия соцпакетов.
В России 300 электростанций и, как правило, ежегодно на 2-х происходят аварии с человеческими жертвами. А это не просто огромные финансовые потери, но и уголовная ответственность с последующим заселением в тюрьму на 10 лет. Можно, конечно, себя успокаивать, что у нас в компании это не случится. Но упрямая наука статистики утверждает абсолютно обратное.
Здесь особо язвительные могут заявить: И что же после внедрения системы Smart-MES риск аварии будет нулевым? Отнюдь нет. Но вероятность её появления резко сократится сразу на несколько порядков. В данном случае заранее возможно будет выявить и короткое замыкание в обмотках трансформаторов, и возникновение свищей в трубопроводах, и ошибочные действия эксплуатационного персонала, и самопроизвольное срабатывание дискретных параметров.
Это, когда вы рулите на своём авто, и навигатор вам подсказывает, где пробки и где плохая дорога, а значит и возможная авария, то вы в этих комфортных условиях легко избегаете финансовых потерь в виде катастрофы. Так вот, система Smart-MES является таким же навигатором, но для производственной деятельности электростанций.
И здесь следует подметить интересную деталь, что ни один водитель не желает попасть в аварию и непременно считает, что его то автомобиль уж точно никогда в аварию не попадёт, т.к. он ездит очень аккуратно. Но большинство аварий отнюдь не зависят от мастерства именно данного водителя, т.к. на дороге полно подвыпивших идиотов, которые в любой момент могут просто въехать ему в зад.
Тоже самое происходит и с электростанциями. Никто из эксплуатационного персонала не желает аварии, и, мало того, все от рабочего электростанции до директора Генерирующей компании абсолютно точно уверены, что на их то электростанциях авария уж точно не возможна. Но на электростанциях работает человек, следовательно, человеческий фактор обязательно присутствует.
А раз так, то человек может быть просто не уравновешенным после вчерашнего «будуна», или планеты выстроились катастрофично для данного знака Зодиака. А с другой стороны солнечная активность отрицательно повлияла на электронику управления узлами электростанции. Вот вам и ошибка оператора, и самопроизвольное срабатывание дискретного параметра. Кстати, именно по этой причине недавно остановились сразу все котлы на одной электростанции.
Вопрос заключается в том, что когда придёт эта самая авария без системы Smart-MES никто знать не может. К тому же система Smart-MES гарантированно приносит двойную пользу. Во-первых, она полностью исключает неконтролируемый перерасход топлива, который в настоящее время присутствует на всех тепловых электростанциях и соответствует более 10% от общего расхода топлива. Ликвидация этого перерасхода ежегодно принесёт Генерирующим компаниям дополнительную прибыль в размере 3-10 миллиардов рублей. Во-вторых, система Smart-MES обеспечит безаварийную работу электростанций, что с точки зрения финансовых потерь в аварийном случае просто несоизмеримо с любыми вложениями для исключения аварий.
Решение же по срочному внедрению Инновационной системы Smart-MES не должно быть скоропалительным, а должно быть взвешенным. С этим не надо торопиться. Подумайте и посоветуйтесь. Подождите, когда произойдёт авария на вашей электростанции, а уж затем сознательно принимайте решение, т.к. эта самая авария завтра может повториться снова.