Члены Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) приняли участие в разработке поправок о порядке утверждения инвестиционных программ энергетических компаний и контроле за их реализацией, в рамках которого основным инструментом должен стать технологический и ценовой аудит. Эти поправки утверждены Постановлением Правительства № 132 (от 16.02.2015г.).
Член Правления НО ТЦА и секретарь Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики Борис Ярышевский принял участие в разработке ряда принципиальных поправок, изменяющих порядок подготовки и утверждения инвестиционных программ в элекроэнергетике.
«Принятые правительством поправки вносят революционные новшества в порядок формирования и утверждения инвестиционных программ энергетических компаний, - отмечает Борис Ярышевский. – Эти изменения сделают процесс стратегического планирования в электроэнергетике в целом более прозрачным, позволят комплексно подходить к развитию энергосистемы, увязывая между собой проекты в генерации и электросетевом хозяйстве».
Основная суть внесенных поправок сводится к следующим пунктам. Во-первых, устанавливаются ключевые показатели эффективности (КПЭ) реализации инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики. Таким образом, можно будет увязать Стратегию развития электросетевого комплекса и инвестиционные программы, как основной механизм достижения поставленных целей. Кроме того, вводится понятие паспорт инвестиционного проекта, по которому можно будет проследить, для чего строится тот или иной объект.
Во-вторых, перечень компаний, на которые распространяется новый порядок утверждения инвестиционных программ, пополнился ОАО «Русгидро», ОАО «Росэнергоатом», а также рядом энергокомпаний, находящимися в собственности субъектов РФ.
В-третьих, на стадии проработки инвестиционных программ добавляется этап экспертного и общественного обсуждения. Более того, энергокомпаниям вменяется в обязанность прислушиваться к заключениям экспертов и отвечать на запросы, в том числе и Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, а в регионах - к межотраслевым советам потребителей при руководителе субъекта РФ, соответственно.
Самое главное, с точки зрения НО ТЦА, новшество – введение обязательной процедуры технологического и ценового аудита не только отдельных инвестиционных проектов, но и инвестпрограмм федеральных и региональных энергетических компаний в целом. Без результатов аудита инвестиционные программы не будут рассматриваться Минэнерго России. Это позволит существенно оптимизировать государственные инвестиции в развитие электроэнергетики и обеспечит действительно комплексный подход к решению многих вопросов. Например, стоит ли в конкретном случае создавать новые генерирующие мощности или дешевле построить ЛЭП и транспортировать электроэнергию других станции. «Во многих случаях идет дискуссия о том, что выгоднее: модернизировать уже имеющиеся энергетические мощности или выводить их из эксплуатации и строить новые. Комплексный технологический и ценовой аудит инвестиционных программ должен дать ответ на эти и многие другие вопросы», - подчеркивает Борис Ярышевский.
НО ТЦА намерено принять активное участие в разработке концепции технологического и ценового аудита инвестиционных программ совместно с Минэнерго России. Региональные отделения Национального Объединения, уже созданы в 5 субъектах РФ, еще в семи регионах этот процесс вошел в завершающую стадию, а до конца 2015 число региональных отделений будет доведено до 30. Через своих представителей Национальное объединение Технологического и ценового аудита намерено оказывать субъектам РФ необходимую и исчерпывающую методическую поддержку.
По мнению НО ТЦА, результаты технологического и ценового аудита отдельных проектов и инвестпрограмм энергетических компаний, в соответствии с Постановлением № 132, могут быть обобщены Национальным Объединением и стать основой для нормативных справочников - типовых технологических решений капитального строительства, утверждаемых Минэнерго России для последующей работы.
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений.