В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся круглый стол «Использование альтернативных видов топлива на транспорте: текущая ситуация и перспективы».
В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, компаний топливно-энергетического комплекса, производителей оборудования, дилеров, потребителей и независимые отраслевые эксперты, в том числе заместитель Исполнительного директора МЦУЭР Владимир Бердин и директор департамента стратегического планирования и партнерства МЦУЭР Илья Крамаренко.
В ходе круглого стола эксперты обсудили перспективы и целесообразность расширения использования альтернативных видов топлива на различных видах транспорта и существующий комплекс мер, направленный на расширение использования альтернативных видов топлива на транспорте в России. Специалисты рассмотрели и текущие результаты реализации распоряжения Правительства Российской Федерации №767-р от 13 мая 2013 года, устанавливающего основные направления регулирования отношений в сфере использования газомоторного топлива, а также меры, стимулирующие его использование.
Открывая круглый стол, начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади, сообщила, что «согласно распоряжения Правительства РФ №767-р к 2020 году использование природного газа в виде газомоторного топлива на общественном автотранспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб зависит от численности населения и должно составлять до 50% техники в городах с населением более 1 миллиона человек, до 30% - с населением более 300 тысяч, до 10% - с населением более 100 тысяч». Эксперт отметила значительное влияние дорожного транспорта на изменения экологической ситуации и климата. Она привела данные МЭА на 2011 год, согласно которым около 16% от глобальных выбросов парниковых газов приходится на дорожный транспорт.
Ряд мер поддержки развития альтернативных видов топлива в России уже действуют, введение остальных запланировано. Так, для газомоторного топлива (ГМТ) уже снижены ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и механизмы, выбираются пилотные регионы по расширению использования ГМТ, выделяются субсидии субъектам федерации на приобретение транспортных средств, работающих на ГМТ. В 2014 году уже выделено 3,77 млрд. рублей. «В то же время для электромобилей отменена ввозная пошлина, развивается бесплатная парковка в Москве», - добавила эксперт.
По мнению директора по стратегическому развитию Russian Automotive Market Research Александра Козлова, тормозящими факторами, влияющими на рынок газомоторного топлива в России, являются отсутствие развитой сети заправок, недостаточное количество газовой техники, выпускаемой серийно, и законодательный дефицит. «Есть два пути повышения «экологичности» транспортных средств, - сообщил эксперт. – Это внедрение газомоторного топлива, а соответственно увеличение числа газовых заправочных станций и модельного ряда газовых автомобилей, а также повышение экологического класса транспортных средств и привычных видов топлива». По его словам, даже используя второй вариант, придется перейти к первому, так как его экономическая выгода выше. «Использование газомоторного топлива может сократить автотранспортные расходы на 20%, - отметил Козлов. – А в товарах может дать снижение с 20 до 16%».
Вопрос об экономии был поднят и начальником Управления энергосберегающих технологий и альтернативных топлив ФГУП «НАМИ» Владиславом Лукшо. «Главным мотивом, который будет способствовать переходу на альтернативные виды топлива, являются экономические выгоды, – полагает эксперт. – Тему с сокращением выбросов вредных веществ даже не стоит поднимать, потому что сам переход с одного вида топлива на другой никаких преимуществ не дает».
Участники круглого стола отметили, что без соответствующего субсидирования, необходимых инфраструктуре финансовых инвестиций и подготовки кадров регионы и транспортные организации не смогут выполнить целевые показания распоряжения Правительства РФ №767-р.