Сегодня на Мировом экономическом конгрессе высказывались мысли о том, что на фоне политического и общественного интереса к нефтяным рынкам наблюдается озабоченность возможными манипуляциями с ценами на нефть. Эти опасения сохраняется даже вопреки недавним научным исследованиям, доказывающим, что цены на нефть прежде всего определяются фундаментальным законом спроса и предложения.
В ходе обсуждения в рамках конгресса ряд отраслевых экспертов отметили, что значительное воздействие на цены могут оказать такие факторы, как изменения на глобальных и региональных нефтяных рынках, торговля фьючерсными контрактами на нефть в новых финансовых центрах (например, Дубае и Шанхае), увеличение экспорта энергоресурсов из России в Азию и рост добычи сланцевой нефти в США.
Эдвард Л. Морс, управляющий редактор и руководитель международного направления исследований сырьевого рынка Citigroup в Нью-Йорке, заявил: «Основной проблемой становится прозрачность». Отмечая усиление позиций стран, не входящих в ОЭСР, на глобальном энергетическом рынке, он добавил: «Именно в этом месяце Китай обогнал США по импорту сырой нефти». По его словам, развитие стран, не входящих в ОЭСР, создает дополнительные трудности в обеспечении качества и прозрачности данных.
«Если мир хочет стать прозрачнее, то Китай должен возглавить этот процесс», — продолжил Эдвард Морс. Чтобы способствовать преодолению существующих трудностей, США необходимо отменить законодательные запреты на экспорт сырой нефти на фоне быстро растущих в последние годы объемов добычи сланцевых нефти и газа.
Другие докладчики высказывали мнение о том, что международные индикаторы цен на нефть типа марок Brent, WTI и других, публикуемых отраслевыми СМИ, по-прежнему обеспечивают справедливое и прозрачное ценообразование.
Хорхе Монтепеке, директор рыночных исследований агентства Platts, ведущего мирового поставщика информации в энергетической и нефтехимической отраслях, заявил: «Вопрос заключается не в том, насколько правильна цена, а в том, можно ли разработать политику, при которой такая цена будет благоприятной».
Он отметил две главные тенденции, которые могут способствовать изменению ценовых индикаторов. С одной стороны, страны Запада не очень довольны ценами на уровне 110 долл. США за баррель, но при этом спрос на нефть в Азии стремительно растет, меняя глобальный ландшафт.
«Будет интересно увидеть, что произойдет в следующие 5—10 лет по мере изменения рынков и, возможно, самих индикаторов», — отметил он.
Али Хашед, старший советник министра энергетики и природных ресурсов Алжира, подчеркнул, что рост спроса на нефть в Азии «отмечается каждый день, а это означает необходимость внедрения специального индикатора для Азии».
Говоря с точки зрения нефтедобывающей страны, Али Хашед отметил, что существующие цены на нефть в целом основываются на фундаментальном законе спроса и предложения.
Гэри Кинг, президент и генеральный директор Tarka Resources и бывший генеральный директор Товарной биржи Дубая, заявил, что перемены, если они будут, случатся нескоро.
Он указал на «величайшие» риски, огромные объемы капитала и потенциально неблагоприятные условия работы нефтегазовых компаний, но при этом подчеркнул: «Нефтяная отрасль довольно консервативна, когда дело доходит до изменения существующей практики и внедрения новых индикаторов».