Биогазовые станции в развитых странах строят давно и успешно, но, в первую очередь, не для получения электроэнергии, а для утилизации органических отходов. В Европе, в частности в Германии, государство субсидирует данную отрасль с помощью так называемого «зелёного тарифа». Продаваемую электроэнергию государство приобретает по более высокой цене. Государственная поддержка альтернативной энергетики стимулировала рост количества биогазовых станций, что позволило решить вопрос экологической переработки отходов. На сегодняшний день в Германии сложилась ситуация, при которой компании, специализирующиеся на строительстве биогазовых станций, располагают избыточными мощностями, поэтому пристально изучают зарубежные рынки, в том числе и российский.
О перспективах развития биогазовой отрасли в регионе, финансово-экономических моделях работы биогазовой станции и привлечении инвесторов мы побеседовали с Андреем Буйневичем, руководителем Дирекции инвестиционного развития ОАО «Корпорация «Развитие» (г.Белгород).
- Андрей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается отрасль биогазовой энергетики в России и Белгородской области?
- Развитие отрасли биоэнергетики в стране, её государственная поддержка сейчас в большей степени носят декларативный характер. Большинство проектов, направленных на получение биоэнергии, без неё оказывается нерентабельными.
Сельскохозяйственные предприятия Белгородской области, лидера в агропромышленном комплексе страны, вырабатывают примерно 15 миллионов тонн отходов животноводства в год. Этого количества достаточно для создания объектов генерации общей мощностью более 200 МВт.
Белгородская область, одним из приоритетных направлений развития которой является «Малая энергетика», приняла специальный тариф на электроэнергию экспериментальной биогазовой станции в селе Лучки Прохоровского района, которую эксплуатирует ООО «АльтЭнерго».
- Понятная финансовая модель всегда привлекает инвесторов. Разработаны ли подобные модели для биогазовых станций?
- Наши специалисты просчитали финансово-экономические показатели строительства биогазовой станции с традиционной рецептурой - с использованием не только органических отходов, но и добавлением растительного сырья (силоса). Расчёты показали, что чистая операционная себестоимость 1 кВт*час электроэнергии, выработанной такой биогазовой станцией, составляет примерно 2 рубля 20 копеек. Полная себестоимость доходит до 7 рублей. Сегодня предприятия покупают электроэнергию из традиционных источников в среднем по 4 рубля за кВт*час, разница между ценой за 1 кВт*час альтернативной энергии и традиционной равна 3 рублям. Понятно, что реализация подобных проектов без субсидирования со стороны государства нерентабельна. Биогазовая установка мощностью 1 МВт вырабатывает в год порядка 8 миллионов кВт*часов электроэнергии, для покрытия производственных расходов потребуется около 24 миллионов рублей в год на 1 МВт мощности.
Специалистами Дирекции инвестиционного развития Корпорации проведён анализ различных факторов, влияющих на окупаемость биогазовых проектов. На себестоимость энергии влияет несколько ключевых составляющих. Количество получаемого газа напрямую зависит от типа применяемого сырья. Важно также учесть расходы на его логистику. Рентабельность проекта в большой степени зависит от того, кто является потребителем продуктов биогазовой станции. В идеале – предприятие, имеющее такую установку, должно быть потребителем всей производимой продукции – тепла, электроэнергии и удобрений.
В процессе работы биогазовой станции с газопоршневой установкой на 1 кВт*час электроэнергии вырабатывается 1 кВт*час тепла, что требует присутствия круглогодичного потребителя всей тепловой энергии. Тепло может быть использовано, например, при работе мясо- и молочноперерабатывающих предприятий, где постоянно требуются электричество и тепло.
Преимуществом будет также, если удобрения, произведённые на биогазовой станции, будут востребованы самим предприятием, поскольку рынок таких удобрений ещё не сложился и продавать их сложно. Если все эти факторы складываются в одном проекте, то биогазовая станция может быть рентабельна даже при отсутствии субсидий.
- Как ещё можно использовать биогаз в рамках данной финансово-экономической модели?
- Альтернативным вариантом применения биогаза является использование его в качестве топлива для автотранспорта. Один кубометр обогащённого метана заменяет один кубометр дизельного топлива и стоит в два раза дешевле – 15 рублей за литр. Окупаемость такого проекта более быстрая по сравнению с использованием газопоршневой установки.
- А есть ли на сегодняшний день предложения иностранных инвесторов по развитию биогазовой отрасли в Белгородской области?
- Для реализации проектов представители Корпорации изучили площадки ряда животноводческих компаний и выбрали те из них, где все факторы, влияющие на окупаемость проекта, в большей или меньшей степени складываются положительно. Эти площадки посетили специалисты компаний, которые заинтересованы в развитии своего бизнеса на территории России. В ближайшее время мы рассчитываем получить от них инвестиционные предложения.
Кроме того, недавно в Белгородской области с визитом побывал председатель совета директоров немецкой фирмы KTG Energie AG Томас Бергер. Доктор Т. Бергер также считает, что начинать строительство биогазовых станций без «зелёного тарифа» сложно, но возможно. Представители компании встретились с Губернатором Белгородской области Евгением Савченко и озвучили, что рассматривают возможность инвестировать в биогазовую отрасль порядка 100-150 миллионов евро.
Если смотреть в будущее, то через пять-семь лет, даже без «зелёного тарифа» проекты биогазовых установок начнут окупаться и будут экономически выгодными. Ведь постоянно растут цены на свет и газ, в то время как стоимость отходов животноводства практически не меняется. Хорошим стимулом для развития биогазовой энергетики стало бы введение экологического сбора за утилизацию отходов.
Таким образом, несмотря на сложности в реализации подобных проектов, работа по ним ведётся постоянно. И мы надеемся, что биоэнергетика в России, и в Белгородской области в частности, получит новый импульс для развития.