28 мая в Санкт-Петербурге ПКБ «Автоматика» закончило предварительные испытания новейшего мобильного комплекса для гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов. Характеристики созданного российскими конструкторами оборудования ГРП превосходят все мировые аналоги по ключевым показателям мощности и мобильности. Таким образом, российская нефтегазовая отрасль в скором времени сможет преодолеть зависимость от импортных машин и технологий в стратегически важной сфере национальной экономики.
Конструкторские разработки ПКБ «Автоматика», дочернего общества ОАО «Кировский завод», финансировались Министерством образования и науки Российской Федерации по принципу частно-государственного партнерства с инициатором проекта — Тихорецким машиностроительным заводом им. В. В. Воровского.
За 2 года и 300 млн рублей петербургские разработчики создали передовое по международным меркам сложнейшее оборудование, оптимально приспособленное к работе в экстремальных климатических условиях. При сравнимых параметрах мощности и производительности российские технические решения обойдутся заказчикам на 20-40% дешевле, чем стандартные комплексы ГРП западного производства.
Серийным производством высокопроизводительных комплексов ГРП с 2013 года займется консорциум «РФК» — объединение российских машиностроительных предприятий во главе с ООО «Русская фрактуринговая компания». На сегодняшний день в консорциум помимо ПКБ «Автоматика» и Тихорецкого машиностроительного завода входит машиностроительная группа “ПромСпецСервис”.
«Мы первые и единственные в России производители мобильных комплексов гидроразрыва пласта. В мире нет производителей оборудования для ГРП, которое могло бы соперничать с новой разработкой ПКБ «Автоматика» по эффективности. Наш комплекс гораздо легче любых аналогов, занимает меньше места и более приспособлен к работе в российских условиях. Наша установка заводится при минус 45 градусах всего за 1 минуту!» — утверждает Кирилл Викторович Серик, генеральный директор «Русской фрактуринговой компании».
Широкое применение ГРП на российских месторождениях нефти и газа — наиболее актуальная тема отрасли последние несколько лет. Массовый интерес к технологии вызван значительным приростом добычи углеводородов, а также «сланцевой революцией» в США. Наибольшее внимание этой технологии уделяют Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Славнефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Башнефть. Консорциум РФК выходит на рынок в наиболее благоприятный момент: нет ни одного руководителя нефте- и газодобывающих компаний России, которые не высказали бы планов по наращиванию числа ГРП на своих месторождениях.
Увеличивающая потребность российских компаний в применении ГРП была спрогнозирована специалистами еще несколько лет назад. Разработка высокопроизводительного технологического комплекса ГРП была заказана Министерством образования и науки Российской Федерации в 2011 году в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
Как часто бывает в российской практике, в основу передовых технических решений легли военные разработки. Производительность комплекса ГРП определяется мощностью насосной установки, а также количеством задействованных в процессе гидроразрыва насосов. В новейшей российской технике гидроразрыва пласта применена газотурбинная силовая установка, развивающая мощность до 2250 л.с. и способная поддерживать ее длительное время. Подобные газотурбинные двигатели установлены в российских танках Т80 и американских «Абрамс».
В оборудовании известных мировых производителей до сих пор использовались насосы с дизельными двигателями в качестве силовой установки. Российские инженеры считают, что приспосабливаемость дизелей к изменению нагрузки низка для создания эффективных фрактуринговых насосных установок.
Имеющийся в Росси парк оборудования ГРП принадлежит как специализированным сервисным компаниям, так и сервисным подразделениям российских нефтегазодобывающих компаний. Наибольшее количество ГРП производят в России Trican Well Service, Сургутнефтегаз, КАТКОнефть, Schlumberger, CalFrac, ТатРемСервис, MeKamiNeft, Weatherford, Halliburton и ряд других компаний.
Наиболее распространенный комплекс ГРП (флот) состоит из десятка крупноразмерных установок на грузовых шасси: 4-6 насосных дизельных агрегатов или 2-4 газотурбинных; блендера (смесителя) для приготовления рабочих гелевых смесей для гидроразрыва; машины манифольдов (система соединений высокого давления); автоматизированной станции управления; емкостей для геля и проппанта (наполнителя). Снижение числа насосных установок в составе мобильного комплекса ГРП позволяет уменьшить число машин на скважине и существенно удешевляет весь комплект необходимого оборудования при сохранении мощности.
Стоимость мобильного комплекса РФК запланирована в пределах 200-300 млн рублей, и уже для первых заказчиков консорциум планирует привлечение крупнейших лизинговых компаний. Кирилл Серик настроен оптимистично: «Мы считаем оптимальным вариантом для себя и наших клиентов развитие сотрудничества с Внешэкономбанком и его лизинговыми подразделениями. Мы вступили в переговоры с ВЭБом и на сегодняшний день вполне удовлетворены ходом этих переговоров».
«Снижение зависимости отечественной нефтегазовой отрасли от импорта сервисных услуг, технологий и оборудования ГРП» — это дословная фраза из формулировки целей опытно-конструкторских работ, прописанная в госконтракте ПКБ «Автоматика». Оценку созданному передовому оборудованию российские нефтегазовые компании смогут дать уже в ближайший год.
Справочная информация
ЗАО «Проектно-конструкторское бюро «Автоматика» — дочернее общество ОАО «Кировский завод» проектирует и производит широкую гамму машиностроительной продукции: оборудование для интенсификации добычи нефти и газа, коммунальную технику, гидромеханические трансмиссии, редукторы, гидроприводы, оборудование для газификации транспорта, оборудование для обслуживания грузовых потоков в аэро и морских портах и другую мобильную специализированную технику.
Насосные агрегаты и смесительные установки предыдущего поколения из ранних разработок ПКБ «Автоматика» с 1996 года успешно произвели более 5000 ГРП в России и Казахстане. По заказу Минобрнауки РФ разработано новое поколение всех ключевых узлов и механизмов: модернизирован плунжерный насос, применена новая трансмиссия насосного агрегата, увеличена мощность, создана новая цифровая система управления ГРП, разработано собственное программное обеспечение. Спроектирован и собран принципиально новый смесительный агрегат.
ОАО «Тихорецкий Машиностроительный Завод им. В.В. Воровского» — одно из ведущих предприятий России по выпуску путевой техники со 100-летней историей. Выступило инициатором проекта создания мобильного комплекса ГРП. Совместно с ПКБ «Автоматика» организовало Консорциум «Российские мобильные комплексы для гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов РФК».
ООО «Русская фрактуринговая компания» — управляющая компания консорциума, выступает контрагентом для заказчиков оборудования, осуществляет координацию деятельности.
ООО “Машиностроительная группа “ПромСпецСервис” — участник производственной кооперации, специализируется на производстве и поставке дорожно-строительной, коммунальной и специальной техники. Поставщик машин и оборудования для мобильных комплексов ГРП: автомобильные полуприцепы, платформы для перевозки агрегатов, проппантовозы на автомобильном шасси, емкости и автопоезда для различных расходных материалов, используемых для обеспечения технологии гидравлического разрыва.