По данным журнала Forbes, Газовый кризис между Россией и Украиной усилил роль Анкары как будущего энергетического партнера Европейского союза.
Европа лихорадочно ищет для себя газ. Поставщики стратегического сырья в лице Алжира, Ливии и Норвегии физически не в состоянии покрыть объёмы топлива, поставляемого «Газпромом». Евросоюз надеется, что газопровод "Набукко", который должен пройти через территорию Турции, уменьшит зависимость европейских стран от российского газа и действующих транзитных маршрутов.
Проекту Nabucco необходимы 30 млрд. кубометров природного газа, однако их нет, утверждает глава турецкого правительства, высказав при этом критику в адрес тех, кто "не хочет поставок газа из Ирана по политическим мотивам" и тех, кто "почему-то не хочет газа из России".
Наполнять трубу, рассчитанную на ежегодное прохождение 26–32 млрд кубометров газа, просто нечем, хотя изначально Nabucco планировали наполнять именно иранским газом, в распоряжении которого находится 18% газовых месторождений планеты. В 2006 году, после того, как Тегеран открыто заявил, что будет развивать свою ядерную программу, его исключили из проекта Nabucco.
Тогда заговорили о среднеазиатском и азербайджанском «голубом топливе». Однако Россия перекупила казахский, узбекский и отчасти туркменский газ, остался один Азербайджан, который не в состоянии удовлетворить европейские потребности.
Но все может измениться, причем измениться кардинально. И перемены могут произойти в ближайшее время, а их инициатором может быть новый президент США Барак Хусейн Обама, который заявил о намерении кардинально поменять политику США в отношении Ирана и начать с ним прямой диалог. Это будет означать пересмотр всей ближневосточной политики США за последние тридцать лет.
Понятно, что Тегерану также придется сделать серию серьезных шагов навстречу США.
Израильское лобби во властных кругах США может быть в таком случае удовлетворено тем, что прямые контакты США и Ирана значительно снизят влияние "Хамаса" в Газе и "Хизбаллы" в Ливане, вес которых без поддержки Тегерана приблизится к нулю.
Возникает вопрос: «А какое отношение к этому имеет Iran Oil Show»? Отношение пусть и не прямое, но имеет, поскольку выставка открывается в конце апреля, а за оставшееся время возможные кардинальные перемены могут привести к тому, что американский и проамериканский бизнес, ранее не имевший возможности присоединиться к нефтегазовому «пирогу» Ирана, получит отмашку и ринется осваивать этот богатый рынок. А там и Набукко «воскреснет» или появятся перспективы у ранее анонсированного Тегераном плана строительства независимого трубопровода для экспорта иранского газа в Европу.
И не придется прокладывать газопровод по дну Каспия - «внутреннему морю» России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. Т.е. газ из Туркменистана, Азербайджана, Ирана может получить выход в Европу мимо России. А такая перспектива не радует. И даже форум ФСЭГ может заснуть до «лучших времен». Национальные интересы каждой из стран-участниц всегда могут перевесить интересы корпоративные.
Потому России и необходимо во весь голос заявить о своих приоритетах, своих интересах и возможностях на выставке Iran Oil Show 2009. Поэтому и нельзя откладывать принятие решения по участию в этом крупнейшем региональном форуме. Заявки на участие принимаются.